УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

 

Коньшакова С.А.  (БГУ, г.Брянск, РФ)

 

The assay techniques of control of development of timber industry firm is esteemed

 

Современное развитие предприятий промышленности во многом определяется конкурентоспособностью выпускаемых товаров, конкурентной средой рынка, особенностями и предпочтениями потребителей, поэтому повышение конкурентоспособности продукции является необходимым фактором повышения эффективности производственной деятельности.

В настоящее время предприятия ЛПК  России начинают выходить из кризиса, есть объективные предпосылки для выхода  предприятий на мировой рынок, которые определяются значительными запасами древесины в стране, ростом объема заготавливаемой древесины и производства лесоматериалов. Однако  потенциал лесной отрасли используется не в полной мере. Современное состояние лесного фонда, его размерные характеристики и показатели качества, уровень технического и морального износа основных средств приводят к снижению конкурентоспособности продукции ЛПК России. Лесной экспорт России носит сегодня  преимущественно сырьевую направленность. При этом на  российском рынке мебели успешно функционируют многие зарубежные компании. Таким образом, существует объективная необходимость развития мебельной промышленности в России, повышения конкурентоспособности не только сырьевых товаров ЛПК, но и мебельной продукции, развитие внешнеэкономических связей предприятий. Отметим, что спрос на мебель в стране постоянно растет. За 2001 год производство увеличилось в действующих ценах на 30%, рост физических объемов составил 10%..

Реорганизация российской экономической системы неизбежно сопровождается снижением конкурентоспособности продукции. Основная проблема здесь в том, что утрачиваются конкурентные преимущества России – недорогие сырьевые ресурсы и рабочая сила, что ведет к росту издержек производства. Негативное влияние на уровень конкурентоспособности российских предприятий оказывает моральное старение и физический износ основных фондов, который в промышленности составил 60%. Страновая конкурентоспособность зависит в конечном итоге от возможностей конкретного производителя выпускать конкурентоспособный товар, что становится определяющим фактором развития производства.

В настоящее время можно выделить следующие позитивные тенденции в изменении конкурентоспособности отечественной промышленной продукции:

- увеличилась доля промышленных предприятий, конкурентоспособность которых оценена на внутреннем рынке как высокая;

- увеличилась доля промышленных предприятий, конкурентоспособность продукции которых оценена на рынке стран СНГ как высокая или средняя;

- возросла доля промышленных предприятий, конкурентоспособность продукции которых на рынке других стран оценена как средняя;

Ожесточенная конкуренция в отрасли снижает прибыльность производства товара, ибо за то чтобы сохранить конкурентоспособность приходится платить (расходы на рекламу, организацию сбыта, научно-исследовательскую деятельность и опытно-конструкторские разработки) или же прибыль «утекает» к покупателю за счет снижения цен. Наличие товаров-аналогов ограничивает цену, которую могут запросить производители, конкурирующие в этой отрасли, более высокие цены побудят покупателей обратиться к заменителю и снизят объемы производства в отрасли. На основании проведенного исследования представляется целесообразным утверждать, что повышение конкурентоспособности товара  это решающий фактор развития и коммерческого успеха фирмы на конкурентном рынке. При этом, степень удовлетворения потребности покупателя является важной характеристикой конкурентоспособности товара. Однако для производителя  товарная конкурентоспособность определяется также такими факторами, как издержки производства, производительность труда, и другими, характеризующими степень развития производства. Удовлетворить потребителя может только тот товар, который по своим экономическим и техническим параметрам подходит покупателю. Кроме того, конкурентоспособный товар должен быть обеспечен поддержкой рекламы, а также  дополнительными услугами по его эксплуатации, предоставляемыми фирмой-производителем. Такое обеспечение возможно только в системе развития интегрированного маркетинга. 

Одной из главных причин низкой конкурентоспособности отечественных промышленных товаров является неумение бороться за расширение доли как на внутреннем, так и на внешнем рынках, продвигать свои товары, формировать своего потребителя, ставить его в центр развития всей производственной и коммерческой деятельности.

Правомерно утверждать, что способность предприятия стабильно  функционировать и развиваться  на рынке, производить конкурентоспособные товары и успешно продавать их покупателям во многом зависит от гибкости и эффективности системы управления предприятием, в целом, и маркетингом, в частности. Управление предприятием с помощью маркетинга (управления маркетингом) – это анализ, планирование, реализация и контроль за проведение мероприятий, обеспечивающих удовлетворение потребностей потребителей, получение максимальной  прибыли и роста благосостояния собственников предприятия. Структурно-логическая схема управления развитием предприятия  на основе обеспечения конкурентоспособности продукции в подсистеме управления маркетингом представлена на рисунке 1. Управление развитием предприятий лесопромышленного комплекса представляет собой взаимодействие всех служб предприятия, прежде всего производственной составляющей и маркетинга. Управление осуществляется в информационной среде: своевременное и эффективное управленческое решение зависит во многом от того, насколько качественна и своевременна технологическая, инновационная информация,  а также информация о рынке (наличие конкурентов, тенденции развития экономики).

 

 





 

Управляющая подсистема

 

 

Цель

Обеспечение конкурентоспособности продукции предприятия

 

 

Задачи

Планирование маркетинга предприятия и товара

Организация маркетинговой службы

Анализ результатов маркетинговой деятельности

Принятие управленческих решений

Контроль за выполнением управленческих решений

 

 

Субъект

управления

Руководитель предприятия, руководитель маркетинговой службы, маркетологи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вход

информация, капитал, трудовые ресурсы, материалы

 

Выход

конкурентоспособная продукция, прибыль,

доля рынка

Управляемая подсистема

Бенчмаркетинг

Позиционирование товара на рынке

 

Маркетинг-логистика

 

 

 

Анализ рынков сбыта продукции:

- индивидуальных потребителей;

- рынков предприятий и оптовиков

Овал: Объект управления:
ТОВАР 
(процесс про-изводства и реализации)

Анализ товарной политики конкурентов

 

 

Анализ жизненного цикла продукции

Анализ рыночной цены и рекомендации по ценообразованию

 

 

Анализ спроса на продукцию

Анализ риска невостребованности продукции

 

 

 

Сегментирование рынков потребителей

Анализ перспективности ассортимента

Брендинг-маркетинг

 

 

 

 

Рис.1 - Структурно-логическая схема управления развитием предприятия  на основе обеспечения конкурентоспособности продукции в подсистеме управления маркетингом

 

 

Сайт управляется системой uCoz