ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Данченко М.А. (ТГУ, г.Томск, РФ)

 

The paper consists of the main perfection directions and ways for current conception of rational forest research usage.

 

Тенденции современного использования лесных ресурсов в мире привели к катастрофическим последствиям. Обезлесивание, ухудшение состояния лесных ресурсов, вырождение естественных лесов, уменьшение запасов древесины с одной стороны, и  растущий спрос на лесоматериалы с другой. На Конференции по устойчивому развитию (1992 г.) и на Саммите Земли в 2002 г. подчеркивалось, что необходимо кардинально изменить политику лесопользования в глобальном масштабе.

Устойчивое лесопользование объединяет три главных аспекта управления лесами: экологический, экономический и политический. Леса выполняют важнейшие социально-экономические и экологические функции и услуги для человечества, способствуют обеспечению продовольственной безопасности, чистоты воды и воздуха, защиты почв и устойчивое управление ими является существенным фактором перехода к устойчивому развитию. Реализация устойчивого управлении лесами позволит получать больше качественной древесины, увеличить доходность и конкурентноспособность продукции.

Основой современного лесопользования является возрастная структура лесов и расчетная лесосека. Норма отпуска леса на корню устанавливается исходя из производственной мощности лесозаготовительного предприятия. Однако практика показывает, что на вновь осваиваемых территориях возрастная лесосека равномерного пользования оказывается завышенной, так как не учитывает площади, требуемые под строительство дорог, строительство и обслуживание лесных поселков, не учитывает доступность и полноту освоения лесных ресурсов.

Чрезмерная концентрация лесозаготовок являлась следствием создания сверхкрупных лесозаготовительных предприятий. Считалось, что чем крупнее предприятие, тем дешевле стоимость конечного продукта.  Для скорейшего выхода на проектную мощность такие предприятия в первую очередь осваивали расположенные по близости высокопродуктивные древостои, быстро истощали эксплуатационные запасы и через 30-40 лет после организации прекращали свою деятельность. Полученная в первые годы выгода оборачивалась катастрофическими последствиями и несоизмеримо более крупными затратами на перебазирование предприятий на новые лесосырьевые базы.

  Созданный в условиях жесткого и всеобъемлющего планирования лесной комплекс России оказался не приспособленным к новым условиям формирующихся рыночных отношений. Постоянное стремление получать максимальное количество дешевой древесины в ущерб экологии привело к печальным последствиям.  Низкая стоимость продукции порождала низкую оплату труда, которая в условиях рынка не успевает подниматься за приближающимися к мировым ценам на лесные материалы, снижает покупательную способность, является основной причиной падения уровня жизни большинства населения.

В новых экономических условиях требуется разработка принципиально новой нормативной и правовой базы, которая должна приспособить к рынку проблемы лесопользования и лесовосстановления, способствовать развитию арендных отношений, регулировать рациональное использование лесных земель, изменить организационную составляющую  управления лесным фондом. При этом вся лесохозяйственная и лесопромышленная деятельность должна выполняться с учетом требования экологии.

Развитие лесохозяйственного производства в условиях рынка должен обеспечить переход от всеобъемлющего затратного планирования к плановому регулированию развития лесного хозяйства.

Понимая интенсификацию лесного хозяйства как систему мероприятий, связанных с вложением в лесной фонд труда и средств, важно учитывать экономичность и эффективность проводимых работ. Лесохозяйственные работы следует планировать и проводить в объемах,  обеспечивающих расширенное воспроизводство лесных ресурсов, поддержание и усиление устойчивости лесных экосистем и выполнение многообразных полезных функций.

Переход на устойчивое лесопользование требует проведения обширных научных исследований по выявлению закономерностей функционирования природных комплексов, их экологической устойчивости, допустимых пределов антропогенного воздействия и др.  В настоящий переходной период, когда выход из тяжелого экономического положения страны многие экономисты видят в активизации использования сырьевых ресурсов, проблема устойчивого использования лесных ресурсов приобретает новое актуальное значение.

Политический аспект устойчивого лесопользования, включает в себя такие показатели как право собственности на лес, налогообложение, государственное регулирование лесопользования. Политика оказывает скрытое влияние на деятельность человека в лесу, но это влияние может быть достаточно серьезным в перспективе. Таким образом, при рассмотрении политического аспекта рационального лесопользования, мы должны получить ответ на три важных вопроса: Кто владеет лесом, кто имеет право получать доходы от лесопользования и кто контролирует потребление ресурса?

Во многих странах, например, в Канаде, России, Вьетнаме, существует государственная собственность на лес и лесные земли и это, как правило, объясняется тем, что лес – общественное благо и не может быть передан в частное владение. В этих странах государство реализует право собственности на лес, эксплуатируя лесные ресурсы государственными предприятиями, или передавая их в аренду частным компаниям. Однако возможности государства обеспечить контроль больших лесных территорий от пожаров, вредителей леса, самовольных порубок и пр. – на деле трудно реализуемы. Поэтому, в Канаде частным лесозаготовителям выдают долгосрочные лицензии на аренду лесов. Так, например, крупная леспопромышленная компания Weldwood, владеющая примерно 10 тыс. км2  лесной площади в провинции Альберта, начиная с 1983 г., по собственной инициативе осуществляет как текущее, так и перспективное планирование лесопользования с учетом воспроизводства диких животных. рыбы, улучшения условий для рекреационного использования территории.

После принятия в России Земельного кодекса много вопросов возникает по поводу лесных массивов, находящихся на частных землях. По нашему мнению, права собственности на землю и на лес, на этой земле произрастающий, должны быть тождественны.  В противном случае, государство сможет предъявить свои права на деревья, растущие на частной земле, регулировать потребление лесопродуктов, требовать от землевладельца платежи за пользование лесными ресурсами.

При разработке стратегии устойчивого лесопользования необходимо учитывать, что  многообразие форм собственности на лес может обеспечить баланс интересов различных социальных слоев, что является  важнейшей предпосылкой  устойчивого развития лесных ресурсов. Но при этом очень важно определить оптимальное соотношение между различными формами лесной собственности. Основополагающее значение имеет создание единого правового, экономического и организационного механизма государственного управления лесами.

Использование лесных земель должно быть эффективным. Для этого тем, кто имеет право на использование земли должно гарантироваться, что их права не будут прекращены. Такие гарантии требуются для того, чтобы сделать привлекательным для людей внесение постоянных улучшений, или в форме строительства, или в форме увеличения количественного состава насаждений, улучшения качественного состава, мелиорации, внесения удобрений, эффективного оборота рубок.

Второе, права на пользование лесными землями должны свободно продаваться на рынке. Ведь нет гарантии, что те, кто первоначально получил право на землю, будут людьми, которые смогут использовать ее более продуктивно. Эффективное использование земли предполагает, чтобы человек, который может использовать ее более продуктивно, чем тот, которому она отведена в настоящее время, будет способен приобретать права на землю при условии компенсации прежнему владельцу.

Третье, должна существовать система решения вопросов связанных с ситуацией, когда использование земли одним человеком влияет на близлежащие земли. Если последствия такого лесопользования являются негативными, человек, причинивший их, должен быть оштрафован, чтобы сократить размеры подобной деятельности. Если же последствия будут позитивными, лесопользователь должен быть поощрен. Поощрение может быть в виде снижения налогов, поощрительных выплат и т.п.

Четвертое, важно иметь резервы для финансирования развития инфраструктуры, которая обслуживает землю: дороги, водопровод, электросети, системы орошения и т.п.

Налоги на владельцев земли необходимо дифференцировать, в зависимости от целей использования земли. Если участок лесной земли отводится под строительство, ставка земельного налога должна устанавливаться в зависимости от площади участка, наличия инфраструктуры (электроэнергия, вода, дороги и пр.) и местоположения.

Лесные участки, которые используются под развития товарного производства, нужно облагать налогом равным стоимости участка “в неулучшенном состоянии”. То есть нужно оценить стоимость участка до ее разработки, исходя из выраженной в денежной форме стоимостной оценки плодородия почвы, размерно - качественно - породной структуры насаждений и повышающих коэффициентов, таких как доступ к воде, линиям электропередачи, близость к магистралям и населенным пунктам. Собственнику лесного участка должно гарантироваться, что он будет иметь право на использование земли до тех пор, пока он будет способен выплачивать ежегодные платежи за землю. Должны быть предусмотрены поощрения и штрафы, в случае если методы использования лесного участка влияют на качество лесонасаждений. Лесовладелец должен иметь право продавать землю любому человека, на вышеназванных условиях ведения хозяйства.  Права на лесные участки могут прекращаться в случае неуплаты платежей или явно выраженной деградации леса, которая негативно влияет на окружающие земли.

Выбор приемлемой формы  приватизации  земли, создание благоприятных политических и психологических условий для землепользователей и лесопользователей, поможет, в какой-то мере,  разрешить  сложившийся кризис в лесном хозяйстве, а контроль государства за  использованием земли и лесов, будет гарантировать, что у пользователей не  появится  стимулов истощить ресурсы, а затем оставить  землю.

Концепция устойчивого лесопользования, таким образом, должна быть обусловлена необходимость превращения лесного хозяйства в доходную отрасль народного хозяйства, чего требуют общенациональные интересы и основы этой изложены в трудах М. М. Орлова (1918). Суть ее - в сформулированных им целях лесоустройства, обязанностью которого является разработка “... планов правильного лесного хозяйства..., при котором обеспечивается:

1) извлечение из лесов постоянной наивысшей доходности при неистощительном пользовании и возможном всестороннем и полном удовлетворении нужд в лесе населения, сельского хозяйства, промышленности и торговли;

2) улучшение состава и роста лесов;

3) наивыгоднейшее... пользование нелесными площадями” (Орлов М. М. Об основах русского государственного лесного хозяйства. Петроград, 1918.)

 

Сайт управляется системой uCoz