МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ЛЕСНЫХ СООБЩЕСТВ

НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

 

Солнцев Г.К.,  Придня М.В. (НИИгорлесэкол, г.Сочи, РФ)

 

Postulated the  poly-functional role of  the forest ecosystems and proposed the  change of their use on recreational direction.

    

 Экологическое воздействие лесов региона на природно-климатические условия  и процессы его естественноисторического  развития, включая и историю культуры его многообразных этносов, сменившихся за тысячелетия, невозможно переоценить. Жизнестойкость уникального образца природы сохраняется тысячи и миллионы лет, именно с третичного периода, с которым связан естественноисторический возраст современных колхидских и средиземноморских формаций. Уникальность их обусловлена тем, что они представляют собой один из двух в современной России (и  из трех в СНГ) природных  реликтовых третичных центров, именно Колхидский. Два других: Гирканский находится в Азербайджане, а Маньжурский - на Дальнем Востоке. Этим определяется непреходящая естественнонаучная и социальная ценность лесной растительности Северного Кавказа и в особенности его Колхидских лесов, границы и функциональная роль которых простирается далеко за пределы собственно Колхидской геоботанической провинции, эти леса распространены от Анапы  на западе до междуречья Б.Лаба – Уруп на востоке. Они - хранители ценной, универсальной информации по естественной истории оригинального региона юга России, включая ее жемчужину – Причерноморье.

Организованность лесных экосистем региона  определяется объемом и составом филогенетических таксонов, содержанием фенотипической и генетической информации. Поэтому, особенно  ценна степень участие в них  элементов биоразнообразия Колхидского, Гирканского и Средиземноморского третичнореликтовых центров, что генетически связано c соответствующими фитогеографическими  провинциями. Таксоны разного геологического возраста являются надежными объектами для выявления закономерностей функциональной организации экосистем. Длительное стационарное изучение динамики состава и функциональной организации биоразнообразия Колхидских, Гирканских, Средиземноморских и Бореальных группировок экосистем - является естественноисторической основой решения экологических проблем эволюции основных компонентов лесных сообществ, от популяций  до родовых комплексов и экосистем, то есть получения естественнонаучных основ для построения концепций макроэволюции, что является актуальной проблемой современности.

Закономерности организации популяционных систем,  механизмы синергетики на онтогенетическом и экосистемном уровнях  вместе с экологическими функциями биоразнообразия позволяют строить систему выявления, мониторинга и контроля  сохранения  лесных экосистем в динамичных  условиях современной социально-экономической среды. Это в свою очередь позволит развить тенденции многофункционального лесопользования с переориентацией с древесно-сырьевого на социально-экологическое - рекреационное и оздоровительное.

Помимо общепризнанных санитарно-гигиенических функций лесов региона в последнее время вскрываются и некоторые специфические биофизические факторы прямого воздействия на состояние здоровья человека, что весьма ценно для реализации рекреационной составляющей лесопользования в регионе.  К таким факторам мы относим благоприятный баланс ионного состава атмосферы в ведущих лесных формациях с преобладанием легких отрицательных ионов, насыщенность воздуха в них летучими фитоорганическими соединениями (фитонцидами) и повышенная концентрация озона, особенно в сосновой и можжевеловой причерноморской полосе. 

В  последние десятилетия в мире отчетливо прослеживается тенденция в усилении приоритетов рационального пользования многообразными эффектами  прижизненных функций леса, а также быстро восстанавливаемыми, по сравнению с приростом древесины, биологическими  ресурсами и на этой основе – поддержания устойчивого баланса экологических функций горно-лесных экосистем. В современных моделях по интеграции экологических и социальных параметров управления лесными экосистемами ряда стран (США, Канада, Финляндия и др.) среди актуальных целей получения социального эффекта от лесопользования предусматривается решение следующих задач (Alban et al, 1994, Erlich,1994): стабилизация экологической ситуации в регионе, формирование эстетически ценных ландшафтов, поддержание устойчивого водного режима, сохранение благоприятных условий естественного развития местной фауны (включая охотничью дичь и рыбные ресурсы), получение древесной продукции, лекарственного, пищевого и технического сырья, сохранение здоровой среды и условий для оздоровления и отдыха людей, особенно в уникальных рекреационных природных регионах.

 Пока не осознано специалистами лесного хозяйства, широкой общественностью региона положение о том, что лес – фундамент биосферы и компенсационный оздоровительный потенциал экосистемы, от состояния которого буквально зависит жизнеспособность курортного региона федерального и международного уровня. Этим вызваны трудности  реализации современной стратегии многоцелевого лесопользования и развитие тактики ее в направлении оценки и получения эффекта от экологических функций леса. В числе их считаем рекреационное лесопользование с целью получения социальных  благ  с быстрым откликом в виде оздоровительного эффекта на материальные и другие затраты. Этот путь предусматривает поиск возможности разрешения конфликта интересов в уникальном  регионе страны  между традиционным лесопользованием и  рекреацией. 

 Тенденции лесопользования в регионе  изменяются в связи с переходом к рыночной экономике. Однако, существенного улучшения состояния лесов  в регионе не наблюдается. Причины этого – отсутствие экологически приемлемой техники и технологии лесозаготовок, увеличение числа малых лесозаготовительных предприятий, рост нарушений экологических требований к заготовке древесины, включение малого бизнеса в экспорт  лесоматериалов.

Необходимо системное решение проблемы стабильного  лесопользования. Существенная роль в этом принадлежит разработке методов комплексной оценки лесных экосистем и основных категорий биологического разнообразия  (биоресурсов).

Предлагается подход к экономической оценке (стоимости) продукции и функционирования  лесной экосистемы, исходя из общей теории стоимости.

Общая экономическая стоимость слагается из прямой стоимости использования и косвенной стоимости, а также стоимости существования (функционирования) экосистемы и ее компонентов. Прямую стоимость определяем как сумму показателей стоимостей: продукции использования древесины (рубки промежуточного пользования и рубки главного пользования, где они допустимы по закону), побочная продукция леса (грибы, ягоды, орехи, лекарственное сырье и т. п.), продукция охоты (от добычи видов лесной охотничьей фауны), продукция рыболовства (от видов рыб в реках лесных водосборов).

Косвенная стоимость определяется на основе социальных последствий оздоровительного эффекта от  рекреации.

Наиболее трудно оцениваемый и не вполне осязаемый показатель стоимости  существования. Он предложен Лабораторией  кадастра биоресурсов ВНИИ охраны природы (Бобылев, Ходжаев, 1997). Нами предлагается специально сформировать его на основе учета глобального, национального, регионального  (субъекта Федерации), местного и общинного значения каждого конкретно элемента биоразнообразия (соответствующих компонентов экосистем) с привлечением современного научного потенциала оценивания, включая традиционные методы и подходы современной теории оценивания. 

Кадастровая оценка лесных экосистем по оптимальному числу параметров позволит объективно подойти к выбору стратегии лесопользования для каждого конкретного лесного массива в пределах строго ограниченных территорий  экосистем, чему служит, как раз, принцип выделения экосистем по водосборным бассейнам. Эти операции позволят выявить доли стоимости каждого из компонентов в общей стоимости экосистемы и помогут разрешить конфликт интересов, например, рекреации, заготовки древесины и  сохранения биоразнообразия.

В целом данный подход позволяет получить адекватную оценку уникальных формаций и сообществ третично-реликтовых лесов, среди которых особое место занимают каштановые, дубовые (скальный, пушистый и черешчатый дуб), сосновые (крымская, пицундская и  крючковатая сосна) с колхидским и средиземноморским флороценогенетическими комплексами. Выполняемые социально-экологические функции данных лесных формаций настоятельно требуют создания специальной международной программы по их устойчивой  социально-экономической поддержке, в которой должны принять участие страны Азово-Черноморского бассейна и европейские государства, заинтересованные в сохранении формаций бука, каштана, пихты,  тиса и других реликтов.

 

Сайт управляется системой uCoz