ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

 

Соколов А. П. (ПетрГУ, г. Петрозаводск, РФ)

 

The paper examines the process approach for improvement of management efficiency at the timber industry and forestry.

 

Одной из важнейших проблем, встающих в настоящее время перед любым предприятием, является обеспечение эффективного управления. Роль качественного управления как фактора, влияющего на успех предприятий на рынке, постоянно возрастает и во многих странах по значимости уже приближается к таким факторам, как применяемые технологии производства и способы продвижения продукции на рынок. В этой связи на первый план выходят задачи обеспечения повышения эффективности управления предприятиями.

Все это в полной мере относится также и к предприятиям лесного комплекса, т. к. процессы, протекающие на них достаточно сложны и разнообразны, соответственно управление ими оказывается сложной комплексной задачей, от успешного решения которой во многом зависит эффективность функционирования производства. Это тем более актуально в настоящее время в связи с наметившейся тенденцией укрупнения предприятий лесного комплекса на основе образования интегрированных структур или холдингов, объединяющих предприятия лесного хозяйства, лесозаготовительные, деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные производства. Обеспечение управления такими крупными холдингами является важной и весьма сложной задачей.

В общем случае существует два основных подхода к повышению эффективности управления, первый из которых связан с совершенствованием принципов и механизмов управления, второй – с автоматизацией управления. Достаточного, с точки зрения современных требований, эффекта можно достичь только на основе одновременной реализации обоих этих подходов.

На сегодняшний день системы управления подавляющего большинства отечественных предприятий, в том числе и предприятий лесного комплекса, строятся по принципу функциональной организации. Схема подобной организации управления, действующей на одном из крупных предприятий лесного комплекса Республики Карелия, представлена на рис. 1.

Функциональная организация управления предприятиями сложилась в результате исторического процесса развития производственных отношений в направлении разделения труда и специализации и, по сути, является наиболее простой и легко организуемой при одновременном обеспечении достаточного уровня управляемости за счет строгой упорядоченности и взаимного подчинения. До недавнего времени функциональная организация являлась единственной достаточно эффективной системой организации управления на средних и крупных предприятиях.

Рисунок 1- Функциональная организация управления предприятием

 

С появлением во второй половине прошлого века новых методов управления, основанных на научном обосновании принимаемых решений и применении бурно развивающихся информационных систем, появилась возможность построения боле эффективных систем управления предприятиями имеющих другие, отличные от функционального, принципы структурной организации. Большинство этих систем, так или иначе, основываются на так называемой процессной организации управления, которая позволяет устранить целый ряд существенных недостатков, присущих функциональной организации. Среди них особо можно выделить следующие:

 

·            Отсутствие заинтересованности работающих в конечном результате работы предприятия в целом, т. к. системы оценки их деятельности оторваны от этого результата.

·            Монопольное положение каждой службы внутри предприятия, приводящее к неоправданной и часто разрушительной конкуренции между ними.

·            Чрезмерно усложнен обмен информацией между различными подразделениями, что приводит к большим накладным расходам и неоправданно длительным срокам выработки управленческих решений.

·            Несоответствие структуры функциональной организации управления структуре реальных процессов на предприятии: реальная деятельность предприятий (т.е. деятельность, приносящая дополнительное качество) никогда не осуществляется только вдоль линейно-функциональной иерархии, она пронизывает предприятие в виде набора процессов, которые в большинстве своем никем не управляются и никто за них не отвечает, т. к. они не описаны и не документированы (см. рис. 1).

·            Как показал опыт, внедрение комплексной системы автоматизации управления при функциональной организации управления предприятием не может быть эффективным. Это связано с тем, что система автоматизации может автоматизировать только конкретные процессы, а структура управления при функциональной организации, как было показано выше, часто не соответствует протекающим процессам, вследствие этого не удается добиться достаточного эффекта, т. к. структура автоматизированной системы управления в любом случае оказывается отличной от структуры управления предприятием. В этом случае не только не достигается ожидаемый эффект, но и растут накладные расходы т. к. конкретные исполнители не всегда могут увязать свою деятельность с функционированием автоматизированной системы, что приводит к ее простою или к неэффективному использованию.

 

При процессной организации системы управления основными объектами управления являются конкретные процессы, протекающие на предприятии. Все процессы описаны, документированы,  а их протекание и эффективность постоянно контролируется и корректируется с целью поддержания общей эффективности функционирования предприятия на неизменно высоком уровне. В этом, в конечном счете, и заключается эффективное управление. При этом основным критерием оценки работы подразделений предприятия и отдельных работников является эффективность функционирования процессов, в которых они принимают участие. Таким образом, каждый сотрудник изначально ориентирован на достижение конечной цели процесса, а соответственно конечной цели функционирования предприятия в целом, поэтому удается избежать монопольного положения отдельных подразделений и неоправданного стремления их руководства и сотрудников в укреплении позиций своего подразделения.

Еще одним аспектом, имеющим исключительное значение при внедрении процессной организации управления, является то, что переход на процессную организацию возможен только при условии внедрения на предприятии автоматизированных информационных систем. Это связано с тем, что при процессной организации управления объектами управления являются конкретные процессы, протекающие на предприятиях. Количество этих процессов зависит от рода деятельности предприятия и его размеров, но в любом случае оно достаточно велико. Например, для крупных холдинговых компаний, работающих в лесном комплексе, о которых шла речь выше, количество процессов будет исчисляться тысячами.

Качественно и оперативно производить анализ процессов и их совершенствование можно только на основе применения современных информационных технологий, реализуемых в комплексных системах автоматизации управления предприятиями. Только при выполнении этого условия, можно будет достичь максимального эффекта от перехода на процессную организацию и внедрения комплексных автоматизированных систем управления.

Резюмируя все выше изложенное можно сказать, что выход на новый уровень эффективности управления предприятиями лесного комплекса, безусловно, будет связан с постепенным переходом предприятий на процессную организацию управления, а также внедрением на ее основе комплексных автоматизированных систем управления, основанных на современных научных методах принятия управленческих решений и новых информационных технологиях.

Сайт управляется системой uCoz