РАСТИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

 

Сидоренко М.В. (БГПА, Минск, Беларусь)

 

         The vegetal forms represent an important factor in individualizing and creating the integral and harmoniously developed urban environment. Therefore they should be considered as a key compositional and functional element of the existing ensembles and ensembles in project.

 

На протяжении многих лет значимость зеленых насаждений в советском градостроительстве оценивались в основном количественными показателями (кв. метры на человека). Недостаточно выявлялась их архитектурно-пространственная роль. В современном урбанизированном поселении озелененные территории имеют более многообразное значение. Совокупность парков, садов, скверов, бульваров и др. водно-зеленых пространств выполняют санитарно-гигиеническую, градостроительную и эстетическую функции. Защищая городскую среду от шума, загрязнений, способствуя оздоровлению городской среды, влияя на чистоту и состав воздушного бассейна растительные элементы выполняют санитарно-гигиеническую функцию, растительные формы участвуют в организации функционально-планировочной структуры города. Нельзя и недооценивать роли растительных форм в обогащении композиционной структуры городов, в формировании архитектурно-ландшафтных ансамблей. Установление системных взаимосвязей между природными и антропогенными компонентами в архитектурно-пространственной среде города является главной предпосылкой создания целостного и гармоничного облика города.

Необходимость использования свойств растительного материала в качестве архитектурного очевидна. Такой подход делает растения важной композиционной составляющей на разных уровнях восприятия, способствуя при этом созданию разнообразия, индивидуальности и вместе с тем целостности и единства создаваемых или уже существующих городских ансамблей.

По результатам анализа специальной литературы и натурных обследований на примере города Минска, было выделено три уровня восприятия растительных форм в градостроительном ансамбле: панорамный, фрагментарно-обобщенный и детализированной визуальной картины.

На панорамном уровне восприятия растительные формы совместно с другими природными составляющими городского ландшафта (рельефом, водными поверхностями) воспринимаются в массе, являясь для застройки фоном, кулисами или другими крупными не детализированными элементами.

На фрагментарно-обобщенном уровне растительные формы выявляют и дополняют архитектурные решения (зеленые крыши подземных и полуподземных сооружений, зеленые ризолиты, пропилеи, порталы, стилобаты и др.). Однако растительные формы на данном уровне так же еще  детально и визуально не прочитываются.

На уровне детализированной визуальной картины должны четко восприниматься все элементы архитектурно-флористической композиции, включая малые архитектурные формы и элементы внешнего благоустройства открытых пространств органично дополняющих ансамблевые качества фрагментов городской среды.

Предложенная градация роли растительных форм по уровням восприятия дает возможность подойти системно к использованию их в городском ансамбле или фрагментах застройки обладающих его чертами, позволяет учесть особенности восприятия растительных форм в архитектурно-пространственной среде, и как результат, правильно выбрать композиционные приемы и ассортимент растений.

Рассматривая проблему на примере Минска, представилось возможным классифицировать основные городские пространства по их архитектурно-ландшафтной значимости и роли каждого из трех названных выше уровней восприятия в формировании ансамблевых качеств или даже законченных ансамблей.* Как правило, это фрагменты городской среды, узлы на пересечении планировочных и природных осей (водно-зеленый диаметр, водно-парковые полукольца). Визитной карточкой Минска остаются панорамы центра, например, сложившийся в первый послевоенный период архитектурно-ландшафтный ансамбль на пересечении главного проспекта (ныне проспекта Франциска Скорины) и водно-зеленого диаметра с небольшими водохранилищами на р. Свислочь. Особо эффектны точки восприятия с моста, красиво прорисованных набережных, а также с одной из "золотых точек" рельефа города на левом берегу реки от театра оперы и балета, административной и жилой застройки на противоположный низкий берег с парками, скверами, бульварами. Однако, сравнение фотографий, сделанных с этих точек в 60-70-е гг. и сегодня показывает, что разросшиеся зеленые насаждения как бы снивелировали эти пейзажи, закрыли важные архитектурные акценты, уменьшили значимость эффекта отражения их в водном зеркале.

____________________________________________________________

*Сопоставительный понятийно-терминологический анализ показал различия в определениях ансамбля в трудах по садово-парковому искусству, архитектуре, градостроительству. Не выдвигая новых формулировок, автор в связи с объектом и предметом исследования опирается на следующие определения:

1.Градостроительный ансамбль - градостроительное образование, облик которого отвечает высоким художественным требованиям. (Градостроительство и территориальная планировка: понятийно-терминологический словарь/Мин-во архитектуры и стр-ва Респ. Беларусь; Редкол.: Г.А.Потаев (отв.ред.), И.А.Иодо, К.К.Хачатрянц, А.И. Ничкасов - Мн.: Минсктиппроект, 1999.- 153с.)

2.Ансамбль - пространственно и функционально связанная совокупность архитектурных сооружений, рельефа, растительности, водоемов и других элементов ландшафта, образующих целостную композицию. (Вергунов А.П., Горохов В.А. Ветроград: Садово-парковое искусство России (от истоков до начала XX века).-М.: Культура, 1996.- 417с.)

3.Архитектурный ансамбль - это система зданий, сооружений и открытых пространств, закономерно организованная в соответствии с жизненными потребностями, мировоззрением общества, принятыми им эстетическими ценностями, несущая определенное идейно-художественное содержание. (Иконников А..В. Эстетические проблемы архитектуры. М.: Знание, 1971.- 6с.)

Уточнение методических приемов формирования детализированной визуальной картины или так называемого "первого плана" важно для зон и трасс пешеходного движения. Малая скорость движения, частые остановки, возможность рассмотрения деталей окружения с близкого расстояния, характерный мелкий масштаб приближенных к пешеходу элементов - определяющие моменты при выборе приемов использования растительных форм. Они могут быть следующими:

·               солитерные или групповые посадки невысоких древесно- кустарниковых растений (до 3 м) не заслоняющие ценные городские пейзажи или, наоборот, перекрывающие визуально нежелательные (и другими средствами не устраняемые) виды;

·               контейнерное озеленение с использованием высаженных в различные по форме и материалу емкости древесно-кустарниковых (часто стриженных для подчеркивания их "архитектурности"), а также травянистых растений;

·               перголы, берсо и трельяжи с вьющимися растениями;

·               специальные металлические конструкции для лиан в виде колонн, арок, гирлянд и т.д.;

·               зеленые изгороди различного масштаба и приемов декоративной стрижки (формовки);

·               отдельно расположенные в пространстве "зеленые скульптуры" или другие формы топиарного искусства;

·               подвесные цветочные корзины с однолетними растениями в оформлении фасадов зданий, осветительных мачт, киосков, павильонов, мостов;

·               вертикальное озеленение вьющимися растениями и цветочное декорирование балконов, лоджий, окон и витрин;

·               флористическое решение декоративных и подпорных стенок, балюстрад, лестниц, пандусов, оград, входов в прилегающие здания;

·               различные виды цветников (миксбордеры, клумбы, рабатки, арабески);

·               газонные покрытия с моно или поликультурными видами трав, ковровых растений, лиан, а также фигурно выстриженные за счет разновысотности трав.

К названному следует добавить озелененные интерьеры  с панорамными или 2-3-х сторонним остеклением, "работающие на просвет" зимние сады, активно решенные флористически вестибюли и холлы, цветочные витрины зданий находящихся в поле зрения пешехода.

Использование таких приемов в зоне "первого плана" позволит выявить композиционные узлы, фокусы и акценты градостроительно-ландшафтного ансамбля, тем самым подчеркнуть архитектурно-пространственное решение.

Как показали натурные обследования, чаще используется лишь пять-шесть из перечисленных приемов, которые так же требуют усовершенствования. Это цветочное оформление, газонные покрытия, посадка древесно-кустарниковых растений, в том числе и живые изгороди, контейнерное озеленение. В большинстве случаев растительные формы выступают пока как самостоятельный декоративный элемент, а не как композиционная составляющая архитектурно-ландшафтного ансамбля. Не учитывается колористическое решение, стиль, ритм и масштаб окружающих архитектурных сооружений.

Случайность размещения растительных композиций в некоторых случаях может нарушать основные видовые точки, панорамы, мешая тем самым общему восприятию фрагментов городского ландшафта. Одна из причин - недостаточная скоординированность между творческой деятельностью архитекторов, ландшафтных инженеров, инженеров зеленого строительства. Каждым из специалистов решается локальная задача (планировка, застройка, а потом озеленение и благоустройство), отсутствует комплексный подход. Актуальной остается проблема поддержания изначальной архитектурно-ландшафтной идеи на всех временных этапах - создания, функционирования, в том числе при необходимой реконструкции и реставрации.

В последние годы в городских цветочных хозяйствах значительно расширился ассортимент однолетних и многолетних растений для создания цветников в открытом грунте и контейнерного озеленения: появились новые сорта петуний, в том числе ампельные, бегонии клубневой и всегдацветущей и других растений. На белорусском рынке работает ряд фирм, занимающихся поставкой польского посадочного материала лиственных и хвойных древесно-кустарниковых растений, акклиматизированных к природным условиям в Беларуси. Это позволяет создать хорошую базу для развития приемов использования растительных форм для обогащения городской среды.

Растительные формы должны выступать важной композиционной и функциональной составляющей существующих и проектируемых ансамблей, являясь фактором индивидуализации и создания целостной и эстетически полноценной городской среды.

Сайт управляется системой uCoz