МЕХАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УКЛАДКИ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПРОСЛОЕК В КОЛЕИ ЛЕСОТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ

 

Насковец М.Т., Тумашик И.И., Ермалицкий А.А., Севрук С.А.

(БГТУ, г.Минск, Республика Беларусь)

 

In given article the variant of a design of installation for stacking vertical strengthening layers from rolled synthetic materials of small thickness in road constructions is resulted.

 

Предприятия и организации, занимающиеся строительством лесовозных автомобильных дорог изыскивают пути снижения их стоимости за счет применения новых технологических разработок, позволяющих экономить дорогостоящие дорожно-строительные материалы. Также особое внимание уделяется снижению процесса колееобразования, который влияет на продолжительность эксплуатации как лесовозной и лесозаготовительной техники, так и транспортно-технологических путей.

Одним из вариантов решения данных проблем является применение при строительстве дорог всевозможных упрочняющих прослоек. Их главная задача повысить несущую способность слоев дорожных конструкций. При этом материалы, из которых они изготавливаются, как правило, имеют возможность сворачиваться в рулоны с целью их более быстрого раскатывания в процессе применения. Особенно эффективно использование рулонных материалов при устройстве армирующих или разделяющих горизонтальных прослоек. В данном случае, укладка в незначительной степени зависит от условий засыпки и может быть достаточно просто механизирована либо выполнена вручную.

Несколько иная картина имеет место при формировании слоев, содержащих вертикальные упрочняющие прослойки. Такие слои представляют собой уложенные по ширине на определенном расстоянии друг от друга прослойки в виде продольных лент, между которыми заключаются грунты или дорожно-строительные материалы. Причем, в зависимости от схемы воздействия нагрузки и диаметра отпечатка колеса могут быть неодинаковы глубина и частота заложения прослоек. А ввиду того, что ленты обладают определенной гибкостью, процесс укладки предусматривает обязательную одновременную засыпку пространства между ними.

Таким образом, чтобы устроить достаточно работоспособную дорожную конструкцию с использованием вертикальных упрочняющих прослоек, следовало разработать специальное оборудование, позволяющее учесть все технологические особенности укладки продольных лент. С этой целью, на кафедре транспорта леса Белорусского государственного технологического университета предложено техническое решение, направленное на механизацию процесса такого вида дорожно-строительных работ.

В качестве варианта конструктивного исполнения решения может служить установка (рис.1) для укладки вертикальных упрочняющих прослоек из рулонных синтетических материалов малой толщины (к примеру, пленочных). Комплектующими узлами и деталями установки являются элементы, которые предусматривают выполнение следующих основных технологических операций.

Установка представляет собой тележку на колесном ходу, и является прицепной. Для соединения с тяговым средством она имеет дышло. Возможность регулирования и фиксации колес позволяет переводить ее из рабочего состояния в транспортное.

В передней части установки смонтирована платформа, имеющая лыжеобразную форму. Функционально, такая конфигурация преследует целью обеспечение плавного движения и исключение врезания платформы в поверхность слоя, по которой происходит перемещение. На платформе, смонтированы вертикальные стержни для установки рулонных синтетических материалов.


Рисунок 1- Схема установки для укладки вертикальных упрочняющих прослоек: 1 - отсыпаемый грунт, 2 - кузов самосвала, 3 - бункер, 4 - дышло, 5 - рулон, 6 - платформа, 7 - вертикальные прослойки, 8 – направляющие для прослоек, 9 - -механизм регулирования и фиксации колес

 

Привезенный грунт или дорожно-строительный материал выгружают из кузова автосамосвала в приемный бункер прямоугольной формы. В нижней части бункера закреплен ряд направляющих из профиля П-образной формы, имеющих в продольном сечении треугольную форму. Такая конфигурация направляющих способствует более равномерному распределению исходных материалов между прослойками. Направляющие устанавливаются напротив отверстий, обеспечивающих заданную технологию производства работ. Остальные отверстия, вырезанные в передней нижней части бункера, закрываются. Задняя стенка бункера в своей нижней части имеет возможность регулирования толщины отсыпаемого слоя, в зависимости от максимальной глубины заложения вертикальных прослоек.

Сайт управляется системой uCoz