Реформирование налогообложения предприятий

лесного хозяйства Украины

 

Мельник С.А. (УкрДЛТУ, г. Львов, Украина)

 

Taxes are the fiscal tools that let governments to implement forest policy approved by all stakeholders. The reforming of tax system for forestry enterprises of Ukraine is considered in the paper.

 

Осуществленный анализ налогообложения предприятий лесного хозяйства Украины в наших предшествующих работах свидетельствует, что значительное налоговое бремя (всеми налогами изымается свыше 50% прибыли) и механизм взыскания налогов не отвечает некоторым принципами построения системы налогообложения Украины, которые определены в статье 3 Закона Украины “О системе налогообложения” от 25 июня 1991 года №1251-XII, а именно: стимулирование научно-технического прогресса, технологического обновления производства, выхода отечественного товаропроизводителя на мировой рынок высокотехнологической продукции; стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности благодаря введению льгот относительно налогообложения прибыли (дохода), направленного на развитие производства [1,2]. Кроме того, существующий механизм налоговой системы оказывает содействие процветанию коррупции и создает такие условия, когда субъектам хозяйственной деятельности выгодно декларировать убыточную деятельность, осуществлять теневые операции.

Налоговая система призвана выполнять три основных функции: фискальную, стимулирующую, распределительную [3]. На наш взгляд, при реформировании налогообложения предприятий лесного хозяйства необходимо осуществить ранжирование этих функций: главной есть стимулирующая функция, на втором месте – фискальная, на третьем – распределительная. Налоговая система относительно предприятий лесного хозяйства, выполняя стимулирующую функцию, должна обеспечивать возникновение у лесопользователей экономических предпосылок для осуществления лесного многоцелевого менеджмента, а не использовать лишь древесные ресурсы. Фискальная функция налогообложения лесных предприятий заключается в изъятии части их доходов для выполнения государственными органами возложенных на них функций. Распределительная функция – направлении части средств, полученных в виде уплаченных налогов субъектами лесохозяйственной деятельности, на финансирование программ развития лесного хозяйства. 

В основе взыскания налога на прибыль лежит планово-затратный метод учета финансовых результатов, который благодаря неоднозначным толкованиям как налогоплательщиками так и контролирующими органами валовых доходов и валовых затрат лишает прозрачности процесс налогообложения доходов субъектов хозяйственной деятельности. Для упрощения правил налогообложения дохода мы предлагаем заменить прямой налог на прибыль косвенным налогом с оборота.

Продукция лесных предприятий в большинстве случаев нуждается в переработке. Поэтому в случае сохранения налога на добавленную стоимость  (НДС) в налоговой системе Украины мы рекомендуем его применять к товарам и услугам лесных предприятий для того, чтобы не перекладывать все бремя на плечи перерабатывающих предприятий.

Акцизный сбор к отдельным товарам предлагается применять лишь в случае отсутствия в налоговой системе НДС. Для стимулирования развития системы лесной сертификации в Украине такой налог с определенной дифференциацией можно также применить к лесной продукции из насаждений,  использование которых  не согласовывается с критериями устойчивого лесного менеджмента. Полученные средства следует направлять в первую очередь на выплату компенсаций потерянной прибыли тем лесопользователям, которые придерживаются устойчивого лесного менеджмента.

Преобразование ныне существующего сбора за загрязнение передвижными источниками на экологический акцизный сбор с реализации потребителям горюче-смазочных материалов предоставило б возможность более успешно изымать средства со всех загрязнителей. В таком случае ответственность за вычисление и перечисление налога ложится на  торговцев топливо смазочных материалов, объемы реализации которых легче проконтролировать, нежели их фактическое потребление конечными загрязнителями. 

Плата за специальное использование лесных ресурсов и земельных участков лесного фонда в условиях рыночных отношений есть ценой, которую лесопользователи платят собственнику за их использование. В Украине лесной доход исполняет функцию налога, поскольку государство, которое выступает собственником лесных ресурсов, в лице органов власти не может быть эффективным субъектом рыночных отношений. Теоретическая ошибка при определении функции платы за специальное использование лесных ресурсов и земельных участков лесного фонда стала сдерживающим фактором реформирования экономико-правовых отношений в лесном хозяйстве. Поэтому мы предлагаем передать право государственной собственности на леса от органов власти постоянным лесопользователям – государственным лесохозяйственным предприятиям. В таком случае плата за лесные ресурсы  должна не изыматься в бюджет, а оставаться у постоянного лесопользователя, на которого статьей 18 Лесного кодекса Украины возложена обязанность ведения лесного хозяйства.

К прямым налогам необходимо включить имущественные, а именно: новый для Украины налог на недвижимость, усовершенствованные налоги на землю и транспортные средства. Важность этих налогов для налоговой системы заключается, прежде всего, в предоставлении правительству инструмента для эффективного регулирования процессов использования земли, зданий и сооружений, транспортных средств, которые влияют на состояние окружающей среды. Имущественные налоги дополняют налогообложение доходов, поскольку объекты налогообложения (недвижимое имущество, земля, транспортные средства) составляют заработанный субъектами хозяйствования капитал.

Создать механизм эффективного лесопользования невозможно без учета социальных аспектов устойчивого развития лесного хозяйства. Уровень и форма получаемых доходов в значительной мере определяют цель и мотивы деятельности человека во время процесса лесопользования. Поэтому рост официальных доходов граждан становится одной из предпосылок эффективного лесного менеджмента. Тем не менее, нынешний механизм налогообложения фонда оплаты труда, который благодаря солидарной системе государственного социального страхования касается также и предприятий, не стимулирует ее роста. На наш взгляд, социальная реформа в Украине должна завершиться преобразованием сборов на социальное и пенсионное страхование из фискального инструмента на финансовый. С целью обеспечения минимальной величины социально обоснованного уровня обеспеченности работников (граждан) база налогообложения (совокупный доход) подоходного налога должна уменьшаться на сумму, которая не превышает границы мало обеспеченности, установленной действующим законодательством. Кроме того, необходимо пересмотреть действующую прогрессивную шкалу ставок подоходного налога граждан.

От эффективности процесса “экологизации” современной налоговой системы во время реформы зависит дальнейшее развитие лесного хозяйства Украины.

Литература

1. Закон України “Про систему оподаткування” від 25.06.91 р. №1251-XII // Відомості Верховної Ради. – 1991. - №39. - С. 510.

2. Мельник С.О. Лісова політика України щодо оподаткування лісового господарства (критичний аналіз) // Науковий вісник. – Львів: УкрДЛТУ. - 2001. – Випуск 11.1 – С.145-150.

3. Сиякевич І.М., Мельник С.О. Лісова політика європейських країн щодо оподаткування лісового господарства (уроки для України) // Науковий вісник. – Львів: УкрДЛТУ. - 1999. – Випуск 9.13 – С.145-150.

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz