УЧЕТ РЕОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ДОРОЖНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ УСТРОЙСТВЕ ЛЕСОТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ

 

Лащенко А.П., Тумашик И.И. (БГТУ, г. Минск, Республика Беларусь)

 

In given article the account of reological characteristics of road-building material used at device forest transport-technological ways.

 

Рост объемов вывозки заготовленной древесины и автомобильных перевозок в целом, а также увеличение в транспортном потоке многоосных лесовозных автопоездов повышенной грузоподъемности вызывают необходимость повышения требований к расчету прочности и долговечности дорожных одежд нежесткого типа. Это особенно актуально при устройстве транспортных путей из местных материалов и грунтов, определяя оптимальный вариант конструкции дорожной одежды на основе прочности и стоимости используемых материалов в конструктивных слоях земляного полотна при строительстве лесных транспортно-технологических путей.

Большинство дорожно-строительных материалов работают в упруго-вязкой стадии, т.е. нет линейной зависимости между напряжениями, деформациями и скоростью приложения нагрузки. В БГТУ разработан способ получения нового материала из глинистых и суглинистых грунтов термическим методом, основанный на изменении микроагрегатной структуры исходных грунтов, и доказана возможность использования его в конструктивных слоях дорожных одежд.

При расчете дорожных одежд нежесткого типа с использованием пакета прикладных программ (РГ 50081), работающих в упруго-вязкой стадии, необходимы численные значения реологических характеристик используемых материалов в конструктивных слоях расчетной конструкции дорожной одежды. В качестве закона деформирования, учитывающего время, использовалась зависимость вида

,

где Е, Н, n – реологические параметры, σ – напряжение, ε – деформация.

Используя ЭВМ, и электромагнитную установку обоснован этот закон деформирования и определены реологические параметры для полученного дорожно-строительного материала. Изменяя передаточные функции, а также масштабные величины мы смогли проанализировать процесс напряженно-деформированного состояния с учетом фактора времени как исследуемого материала, так и в целом принятой конструкции дорожной одежды при различных нагружениях. Для выбора более, общего закона деформирования связных дорожно-строительных материалов на основе местных грунтов были исследованы дифференциальные и интегральные зависимости на ЭВМ.

 

Сайт управляется системой uCoz