Лесопромышленный комплекс Брянской области:

конкурентные преимущества и недостатки

 

Коньшакова С.А., Симина Е.Е. (БГУ, г.Брянск, РФ)

 

The problems of competitiveness of firms of a wood complex of Bryansk area are reviewed.

 

  Лесопромышленный комплекс Брянской области включает в себя лесозаготовительную промышленность, состоящую из заготовки и первичной обработки древесины, а также производства деревообработки: лесопиление, столярно-строительные изделия, производство фанеры, древесностружечных и древесноволокнистых плит и мебельная промышленность.

На долю комплекса приходится 6 % общего выпуска промышленной продукции в области, численность работающих 12000 человек, 10% валютной выручки. Расчетная лесосека составляет 1380 тыс. м3, а фактический объем лесозаготовок за последние годы не превышает 400-450 тыс. м3.

Регион занимает весьма выгодное экономико-географическое положение: граничит с Белоруссией и Украиной, через территорию области проходят важные транспортные магистрали: железнодорожные и автомобильные, а также открыли международный аэропорт, соединяющий Россию с западом и юго-западом Европы.

Однако, используя классификацию регионов России, отражающую корреляцию между социально-экономическим развитием регионов и их экспортным потенциалом, необходимо отметить, что регион сегодня слабо использует преимущество в экономико-географическом положении.

Рынок лесопродукции региона  имеет свои весьма существенные особенности и черты.  Он включает в себя следующие группы товаров:

-         древесное сырьё- это различные сортименты деловой древесины, технологические дрова, топливные дрова, частично товарные хлысты и древесные отходы;

-         лесные материалы- это пиломатериалы необрезные и обрезные, фанера в широком ассортименте,  включая гнуто- клееные изделия , ДСтП и ДВП  разных видов и технологическая щепа;

-         продукция деревообработки- это, прежде всего, мебель, сборные дома и садовые дома, столярно- строительные изделия, тарные комплекты и ящики, лыжи, спички, шпалы, хозинвентарь и др.;

-         волокнистые полуфабрикаты- это целлюлоза для производства бумаги и картона, для химической переработки, а также древесная масса;

-         бумага и картон в ассортименте;

-         изделия из бумаги и картона- коробки, обои, тетради, кровельные материалы, санитарно- гигиенические изделия, бумажно- беловые товары и др.

Важно отметить конкурентные особенности рынка лесопродукции: основные виды лесных материалов довольно широко заменяют друг друга,  широкая взаимозаменяемость лесных товаров во многих отраслях производства с другими материалами недревесного происхождения, зависимость рынка лесной продукции от транспорта. Значительный и постоянно растущий удельный вес в себестоимости продукции занимают транспортные расходы, вследствие расположения основных объёмов сырья в труднодоступных и отдаленных территориях.

Конкурентный рынок лесопродукции Брянской области  находится на этапе становления. Об этом свидетельствуют следующие факты:

1- налаживаются утерянные ранее связи с поставщиками и потребителями в соседних странах (Беларусь, Украина), а также растет торговый оборот с соседними регионами (Калужская обл., Орловская обл., Смоленская обл.)

2 – в последние годы отмечается повышение интереса иностранных инвесторов и лесной и деревообрабатывающей промышленности. Так, инвестиции на долю этих отраслей в 2000г  приходилось 3878,3 тыс. долл. США, что составляет 61% общего объёма иностранных инвестиций области (рисунок 8), из них прямые инвестиции составляют 14,6% (рисунок 9). В целом объём иностранных инвестиций в лесную и деревообрабатывающей  промышленности в 2000г увеличился на 42,2%, по сравнению с предыдущим годом,

3 – передовые деревообрабатывающие предприятия области расширяют ассортимент выпускаемой продукции; повышается  роль маркетинговых исследований рынка, о чем свидетельствует улучшение сервиса продаж и послепродажное обслуживание, рекламные компании предприятий, открытие специализированных магазинов,

4 – усиливается конкуренция со стороны малого бизнеса, занимающегося специализированным производством мебели и столярно-строительных изделий по заказу (эта рыночная ниша заполняется большими темпами),

5 – наблюдается рост предприятий частного бизнеса занимающихся ремонтом мебели.

Таким образом, инфраструктура товарного рынка Брянской области представлена совокупностью крупных предприятий, специализирующихся на выпуске древесостружечных плит и корпусной мебели (ОАО Дятьково ДОЗ, г.Дятьково), мягкой мебели (ОАО БраМФ, пос.Брасово), кухонной мебели (ООО «Интерьер» г.Карачев, ОАО «Дубрава», г.Сельцо) и др. Кроме того, на территории области имеется предприятие по производству мебельной фурнитуры и оборудования – Экспериментально-механический завод ОАО «Металлист» г.Карачев.

Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о перспективности развития деревообработки на территории Брянской области. Кроме того, в качестве инновационного конкурентного преимущества Брянского региона в этой области можно отметить наличие высококвалифицированных специалистов лесопромышленной сферы, готовящихся в Брянской государственной инженерно-технологической академии (технологов, механиков, экономистов).

Однако, необходимо отметить, что нередко брянская продукция проигрывает таким предприятиям, представленным на российском и брянском рынке – холдинг «Мебель Черноземья», итальянская кухонная мебель, продукция «Гомель-древ» и др.

Проигрыш брянских предприятий в конкурентной  борьбе часто происходит не только  из-за дороговизны или низкого качества, выпускаемых товаров, а вследствие потерь в борьбе за рекламу и недостаток маркетинговых исследований потребительского рынка, а также отсутствие финансовой поддержки со стороны местных органов власти. Основные конкуренты, располагая большими финансовыми ресурсами, проводят более массированные рекламные компании и привлекают тем самым интерес покупателей к своим товарам, даже в тех случаях, когда они по своим характеристикам уступают местным.

         В качестве мер, стимулирующих процесс развития конкурентного рынка лесопродукции брянского региона, важно выделить внедрение маркетинговых исследований на предприятиях региона и разработка на их основе мер, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, разработку мер по повышению инвестиционной привлекательности предприятий ЛПК, и, как следствие, обновление технологической базы оборудования отрасли, применение результатов научных исследований в производстве.

Сайт управляется системой uCoz