ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЛЕСНОГО МАРКЕТИНГА И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

 

Кожемяко Н.П. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

The given activity is dedicated to a problem of international wood export, mirrors his features and development trends in modern conditions.

 

Одним из важных элементов развития ВЭД предприятий ЛПК региона является изучение состояния и перспектив спроса на лесопродукцию на внешнем рынке, в основу которого положена теория международного лесного маркетинга. При этом экспортный маркетинг в основном связан с политикой сбыта лесопродукции за рубеж.

Положение на рынках лесоматериалов зависит от многих макро- и микроэкономических, организационных, производственно- технических и социальных факторов. Рынок лесопродукции представляет собой составную часть общего товарного рынка России и ему присущи черты и недостатки общие для всего товарного рынка, которые связаны с общеэкономической ситуацией в стране.

В современных научных работах по исследованию проблем рынка подчеркивается, что идеальный рынок- это рынок саморегулирующийся, при котором производитель товаров, ориентируясь на спрос, сам решает что, где и когда производить и по какой цене продавать. В настоящее время в России для успешного функционирования такого рынка необходимые условия в полной мере отсутствуют (велика доля государства в стоимости основных фондов, государственное  регулирование цен на отдельные виды товаров и услуг и т.д.). Поэтому в условиях переходного периода требуется государственное вмешательство в систему регулирования рынка. Такая система должна обеспечивать следующие функции товарного рынка:

-маркетинговые исследования спроса по количеству и качеству, по ценам и группам покупателей;

-технико-экономическое обоснование повышения конкурентоспособности товаров и выбор приоритетных направлений в развитии производства;

-стратегию вытеснения импортных товаров с отечественного рынка;

-информационное обеспечение о состоянии рынка и рекламы;

-нормативно- правовое обеспечение рынка во всех сферах деятельности;

-экспертизу качества, количества и условий поставки товаров.

Рынок лесопродукции имеет свои весьма существенные особенности и черты.  Он включает в себя следующие группы товаров:

- древесное сырьё- это различные сортименты деловой древесины, технологические дрова, топливные дрова, частично товарные хлысты и древесные отходы;

- лесные материалы- это пиломатериалы необрезные и обрезные, фанера в широком ассортименте,  включая гнуто- клееные изделия , ДСтП и ДВП  разных видов и технологическая щепа;

- продукция деревообработки - это, прежде всего, мебель, сборные дома и садовые дома, столярно-строительные изделия, тарные комплекты и ящики, лыжи, спички, шпалы, хозинвентарь и др.;

- волокнистые полуфабрикаты- это целлюлоза для производства бумаги и картона, для химической переработки, а также древесная масса;

- бумага и картон в ассортименте;

- изделия из бумаги и картона- коробки, обои, тетради, кровельные материалы, санитарно- гигиенические изделия, бумажно-беловые товары и др.

К особенностям лесного рынка относится следующее:

        - основные виды лесных материалов довольно широко заменяют друг друга. Например, в строительстве брёвна могут заменяться пиломатериалами в форме бруса, в тарном производстве ящики могут изготавливаться как из пиломатериалов  так и из фанеры и картона и т.д.;

        - взаимозаменяемость лесных товаров во многих отраслях производства с другими материалами недревесного происхождения. Например, взаимозаменяемость брёвен и бруса в строительстве кирпичом, в столярном производстве наряду с деревянными изготавливаются пластиковые и аллюминевые  изделия;

        - глубокая зависимость рынка лесной продукции от транспорта. Значительный и постоянно растущий удельный вес в себестоимости продукции занимают транспортные расходы, вследствие расположения основных объёмов сырья в труднодоступных и отдаленных территориях;

        - взаимосвязь рынка лесобумажной продукции от импорта товаров. В огромной степени зависит от импорта рынок мебели, обоев, бумаги и др.

Причинами, побуждающими предприятия ЛПК к ведению ВЭД и применению международного лесного маркетинга, могут быть следующие:

- относительная насыщенность внутреннего рынка и появление возможности осуществления бизнеса за границей, который может приносить соответствующую прибыль;

- возможность приближения кризиса фирмы и необходимость распределения (уменьшения) предпринимательского рынка путём создания дополнительных рынков и групп потребителей;

- наличие неиспользованных производственных мощностей ввиду неосвоенности новых рынков;

- благоприятная коммерческая ситуация на зарубежных рынках, характеризующаяся менее высокими затратами на оплату труда, приобретение материалов и использование транспортных средств, а также возможность получения государственных льгот (кредиты, дотации и т.п.);

- создание зарубежных филиалов, дочерних фирм, которые становятся более эффективными, чем прямой экспорт, благодаря их организации в непосредственной близости к рынку;

- изменение покупательной способности и обменного курса национальной валюты;

- конкурентная среда на мировых рынках, благоприятная для работы на этих рынках;

- возможность заключения привлекательных встречных сделок и др.

Одним из основных разделов маркетингового исследования лесного рынка является оценка спроса на продукцию предприятий ЛПК. Цель этих исследований состоит в оценке возможного спроса по направлениям использования, по видам лесной продукции и по региональным рынкам как в текущем периоде, так и на перспективу. При этом необходимо выработать меры по стимулированию спроса или выявить условия, при которых спрос может увеличиться. Оценка спроса позволяет выявить приоритетные направления и районы развития лесного комплекса.

Следующим элементом маркетингового исследования рынка лесных товаров является изучение предложения, куда входят объём продаж и цены.      Изучение и оценка деятельности на лесном рынке фирм-конкурентов важны для определения предложения лесопродукции на конкретном рынке и выработки маркетинговой стратегии предприятия.

В современных условиях можно выделить пять основных способов проникновения на зарубежные рынки, применительно к лесным товарам (рисунок 1). К таким способам относятся:

- прямой сбыт продукции конечным потребителям. При этом достигается максимальная цена реализации товара при максимальном риске;

- создание собственной сбытовой сети. Такой способ работы оправдывает себя, если объёмы реализации продукции достаточно велики, что позволяет окупать те затраты, которые необходимы на создание собственной сети сбыта. Преимущество такого способа работы состоит в том, что предприятие-экспортёр имеет достаточно детальную информацию о рынке и может оперативно контролировать и управлять реализацией товара на этом рынке;

- использование независимых торговых, сбытовых посредников (агентов-экспортёров, агентов-импортеров). Целесообразность этого способа несомненна при внедрении на новые рынки, когда собственная система сбыта ещё не создана или создание её неэффективно;

- реализация товаров за границей через оптовые и розничные рынки, что способствует снижению цены реализации экспортируемой продукции;

- в отличии от рассмотренных выше, предполагающих, что товар создаётся на предприятии-экспортёре и в готовом виде поставляется на рынок, данный способ означает производство продукции, создание товара полностью или частично в стране, на рынок которой стремится предприятие. Такой способ целесообразен, очевидно, если данный рынок для фирмы перспективен и производство товара на месте может дать ощутимые экономические выгоды, в том числе экономию на транспортных расходах, таможенных пошлинах, обхода нетарифных ограничений, а также экономию производственных затрат.

Заключая внешнеторговый контракт на поставку лесопродукции, покупатель и продавец в той или иной степени подвергаются риску. В лесной торговле различают: риск физических потерь, риск финансовых убытков и риск принятия неправильных решений.


Применительно к лесному экспорту можно выделить следующие методы борьбы с риском: страхование торговых сделок, контрольная экспертиза по объёму и качеству товара, улучшение информационного обслуживания о состоянии рынка, платёжеспособности покупателя и др.

На современном этапе развития российской экономики важную роль играет государственное регулирование маркетинговой деятельности лесного рынка. Это касается, в большей степени, информационного обеспечения производителей о состоянии лесного рынка: по конкретным товарным рынкам с информацией по качеству и использованию того или иного товара, уровне действующих цен, объёмах и тенденции их изменения. Регулирование должно также распространяться на поддержку развития отраслевой науки и фундаментальных исследований, проводимых на базе ЛПК. Важным моментом в этом направлении является государственная поддержка мелких и средних предприятий в развитии международного лесного маркетинга.

    Таким образом, в условиях сложившейся экономической ситуации в России, принимая решение о выходе на зарубежный лесной рынок, руководство фирмой должно осознавать, как преимущества , так и предвидеть риски, которые таит в себе ВЭД, и осуществить программу мер специальной подготовки, которая включает на ряду с прочими мероприятиями маркетинговую деятельность. Поэтому маркетинг, как коммерческая деятельность предприятия на рынке, приносящая доходы, является составной частью ВЭД, в целом, и лесного экспорта, в частности.

Сайт управляется системой uCoz