КОНСАЛТИНГ В АУДИТЕ

 

Егорова И.С. (БГИТА, г.Брянск, РФ)

 

The article is dedicated to problems of an intrusion of the administrative count in Russian Federation by means of rendering to the economical subjects of concomitant auditor services.

 

Процесс трансформации планово - директивной экономики в рыночную привел к необходимости изучения  принципиально новых его характеристик в различных сферах деятельности,  в частности учете и контроле.  

Ввиду того, что в условиях  функционирования в стране  предприятий различных организационно - правовых форм управляющим всех уровней требуется значительный объем оперативной информации, ее поток должен быть намного шире, чем тот, который может предоставить  бухгалтерский учет и составленная на его основе отчетность. Поэтому экономические субъекты различных организационно – правовых форм должны вести, кроме традиционного бухгалтерского (финансового) еще и управленческий учет. 

В настоящее время в РФ предприятия недостаточно широко используют управленческий учет, в большинстве случаев ссылаясь на то, что его данные запрещают к использованию Международные стандарты бухгалтерского учета при составлению финансовой отчетности. Тем не менее, для внутренней работы предприятия, повышения ее эффективности этот вид учета оказывает неоценимую помощь.

В последнее время как в мировой, так и в отечественной  практике в области аудита наблюдается  отход от понимания роли аудитора только лишь как фиксатора степени достоверности бухгалтерской отчетности и финансовых результатов в сторону представления аудитора в качестве консультанта, в связи с чем, выражение независимого мнения о достоверности отчетности уже не является доминирующим среди  услуг, предлагаемых аудиторской организацией.

В этой связи в рамках консультационных услуг сопутствующего характера налаживание управленческого учета на том или ином предприятии,  могут оказать аудиторские организации.

На основе применения управленческого учета выявляются  слабые места в организационной структуре управления, в системах учета и контроля и даются  рекомендации по повышению эффективности ведения бизнеса клиентом. Управленческий учет позволяет системно и комплексно рассмотреть внутри предприятия  вопросы оперативного планирования, контроля и учета отдельных видов деятельности.

Опыт аудиторской практики показывает, что в настоящее время на предприятиях различных организационно – правовых форм недостаточно внимания в рамках управленческого учета уделяется вопросам планирования и нормирования вообще и установлению нормативных затрат на продукт в частности.  Чтобы установить нормативные затраты на продукт, необходимо оценить плановые затраты труда, материалов и накладные расходы, сумма которых образует нормативные затраты на производство того или иного вида продукции.

Из существующих подходов к определению нормативных затрат, на наш взгляд, предпочтение при нормировании должно уделяться не фактическим данным прошлых лет, а техническому  анализу операций производства каждого вида продукции. Нормы на материалы должны основываться на интенсивном исследовании количества вводимых ресурсов, необходимых для изготовления каждой единицы продукции. Нормативные расходы на материалы определяются умножением нормативного количества на соответствующие нормативные цены, которые устанавливаются отделом закупок. Нормы трудозатрат устанавливаются при анализе  всех видов деятельности по различным операциям. Нормативная ставка распределения накладных расходов основывается на ставке за час труда основных производственных рабочих или работы машин.

  Таким образом, сотрудничество двух «нововведений» рыночных отношений  – аудита и управленческого учета позволит повысить эффективность функционирования предприятия.

Сайт управляется системой uCoz