ПУТИ И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Берестов В.Л., Лапиков В.В. (БГИТА, г.Брянск, РФ)

 

Selection of pathes of increase of efficiency of operating control by the finance of firm.

 

В настоящее время к известным видам ресурсов – материальным, трудовым, энергетическим, финансовым – прибавился новый, ранее не учитываемый – информационный. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижения ее целей, требует эффективного обмена информацией.

Информация, как совокупность данных и знаний, представляет собой меру организации системы и является ее достоинством. От уровня организации процессов обмена, сбора, накопления, хранения, поиска, передачи и методов обработки информации зависит эффективность финансового менеджмента.

Ключевыми проблемами в области управленческого учета являются низкая достоверность и оперативность получаемых данных: каждый финансовый директор или главный бухгалтер хочет иметь оперативную информацию по себестоимости и прибыли, но то, что есть, их не удовлетворяет. Финансовый менеджер в любой момент должен точно знать необходимые и ожидаемые суммы на счетах фирмы в течение недели, достаточно точно в пределах месяца, квартала, года. Он должен быть уверен, что на предприятии происходит оптимальное формирование себестоимости, обоснованное ценообразование и, как следствие, достигается максимальный финансовый результат. Причем следует отметить, что с увеличением масштабов предприятия, тем более для холдинговых структур, сложность финансового управления многократно увеличивается. Но еще больше возрастает роль эффективного оперативного финансового менеджмента.

Для оперативного управления финансовыми ресурсами предприятия необходим внутренний анализ, требующий полной оперативной информации обо всех возникающих финансовых и материальных потоках. Поэтому организация на предприятии оперативного контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности должна быть тесно увязана с оптимизацией информационных потоков, а, следовательно, с автоматизацией финансово-хозяйственной деятельности предприятия с использованием современных информационных технологий.

Для решения этих проблем управляющие должны обладать не только соответствующими организационными способностями, хорошими знаниями экономики, технологии производства, финансов, бухгалтерского учета и т.д., но и иметь в своем распоряжении мощный и работоспособный инструментарий, обеспечивающий возможность эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью промышленного предприятия. Под инструментарием понимается разработанный профессионалами Типовой пакет методических документов по определению, например: норм выработки, норм расхода сырья и материалов на выпуск единицы продукции, норм использования оборудования, норм запасов, норм и нормативов оборотных средств и т.д. Для автоматизации этой работы на основе Типовых методических документов, создаются специализированные программные комплексы.

Такие программные комплексы позволили бы автоматизировать сбор необходимой информации, ее обработку по определенному алгоритму (на основе методических материалов), что даст возможность оперативно осуществлять анализ, оценку и контроль эффективности результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности отдельных служб. Кроме того, они дали бы возможность формировать и периодически обновлять всю (или частично) нормативную базу, когда в этом возникнет необходимость. Наличие Типовых методик и таких программных комплексов позволило бы значительно сократить затраты на внедрение современных методов управления промышленным производством.

Одно из решений проблем оперативного управления финансами предприятия - создание комплексно автоматизированной системы управления. Такая система должна отвечать следующим требованиям:

·        обладать высокой оперативностью по сбору и обработке информации;

·        исключить дублирование в работе каждого звена системы;

·        обеспечить предварительную обработку информации в пунктах ее сбора для целей использования результатов на местах ее возникновения;

·        исключить передачу в информационно-вычислительный центр предприятия избыточной информации;

·        обеспечить возможность синтезирования полученной информации в необходимых для управления разрезах;

·        исключить и свести к минимуму ручной труд при заполнении первичной учетной документации;

·        быть экономически эффективной по сравнению с действующей на предприятии системой управления.

Естественно, все это требует современных технических и программных средств обработки и передачи информации. Для того, чтобы синтезировать затраты, сводить и анализировать баланс каждый день и при этом избежать искажений и ошибок в расчетах, требуется принципиально новый уровень автоматизации учета и анализа.

Таким образом, на первый план при формировании цивилизованного финансового менеджмента на предприятии выходит вопрос самой технологии постановки внутрифирменного управления. Эта большая работа, включающая следующий минимальный набор мероприятий:

1.     перестройка механизма управления всего предприятия с учетом требований финансовой прозрачности (например, для крупных предприятий и холдингов наиболее эффективной системой является бюджетное управление);

2.     разработка соответствующей организационной структуры управления с разделением производства на бизнес-единицы;

3.     организация работы финансовой службы таким образом, чтобы была возможность получать информацию по всем направлениям работ:

·        по объектам финансового управления;

·        по управленческим процессам (планирование, анализ, прогноз);

·        по финансовым потокам.

Необходимо, чтобы работники финансовой службы освоили способы, методы и принципы и приемы современного финансового управления. Т.е. фактически следует обучить персонал работе в новых условиях.

4.     разработка стандартов управленческого учета для предприятия в целом и для каждого звена в отдельности: формы отчетности, сроки ее представления, систему информационных потоков и документооборота. Особенно важно достичь сопряжения управленческого финансового и бухгалтерского учета, поскольку основным источником фактической финансовой информации являются данные бухгалтерии предприятия. Цель этого этапа - обеспечить оперативное поступление и обобщение необходимой финансовой информации согласно требованиям, определенным в ходе работ по 3-му этапу;

5.     автоматизация указанных выше мероприятий с помощью современных компьютерных технологий и программного обеспечения.

Автоматизация предприятия на базе единого информационного пространства позволит решить следующие проблемы предприятий в области управленческого учета:

·        повысить достоверность учетной информации;

·        повысить оперативность учетной информации;

·        ускорить процессы сбора и переработки информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.

В результате внедрения информационной системы управления деятельностью предприятия облегчается решение всех входящих в ее рамки задач: учета, контроля, анализа, регулирования.

 

Сайт управляется системой uCoz