ВЛИЯНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ЛЕСА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Тюрин Е.Т. (ЦНИИлесосплава, г.Санкт-Петербург, РФ)
Ecological influence of timber floating on water environment is limited by requiring contents of toxic substance in water. There is a natural process of self-cleaning of water. Rivers are free from timber floating about 200-345 days in a year.
Из всех видов транспорта, наиболее экономически выгодным и экологически безопасным является водный транспорт леса.
Сложность исследований влияния лесосплава на водную среду заключается в многообразии различных факторов, в той или иной степени влияющих на окружающую среду. Это в первую очередь влияние на химический состав воды, водный баланс водоёма, рыбное хозяйство, нерестилища ценных пород рыб, донные отложения, береговые линии водоёма, гидрологию водоёма, безопасность судоходства.
Анализ отечественной и зарубежной литературы по влиянию лесосплава на водные объекты с 1930 по 1987 годы показал, что учёные – ихтиологи, ихтиотоксиологи, гидробиологи, микробиологи, гидрохимики в оценке влияния лесосплава на водные объекты имеют противоположные точки зрения.
Утверждение о значительном влиянии, приводящим к превышению предельно-допустимой концентрации (ПДК) экстрагируемых из древесины веществ может быть признано лишь в случае грубого нарушения существующих технологических процессов водного транспорта леса.
Проведённый анализ химических свойств воды сплавных рек показал, что в подавляющем большинстве случаев эти показатели находятся в границах действующих ПДК или мало чем отличаются от своих значений при бытовом режиме рек. Это объясняется тем, что при наличии естественного процесса самоочищения воды, лесосплавные реки в течении значительного времени года свободны от лесосплава. Малые реки свободны от лесосплава в течении 270-345 суток, средние – 218-334 суток, большие - 200-270 суток в году. За этот период на малых и средних реках полностью сменяется вода 15-23 раза, на больших – 10-16 раз.
На содержание растворенных органических веществ в воде сторону его увеличения, влияет сброс промышленных и хозяйственно-бытовых вод, гидротехническое строительство, водный транспорт, смыв с поверхности водосборов минеральных и органических удобрений, пестицидов и т.д.
Замена водного транспорта леса на сухопутные виды транспорта положительного влияния на окружающую среду не окажет. Эта замена, помимо удорожания перевозок (в первую очередь за счёт строительства большой протяжённости железнодорожных линий и автомагистралей для большегрузного автотранспорта ), потребует ежегодно сжигания дополнительно 146 тыс. тонн жидкого топлива. При этом, выбросы вредных веществ составят свыше 30 тыс. тонн. (при замене 30 млн. куб. м. сплавляемой древесины). В конечном итоге, с дождями и талыми водами, все эти вещества через площади водосбора вновь попадут в воду.
Выбросы при эксплуатации автотранспорта в 270 раз больше по объёму и более опасны по воздействию на воду и водные объекты, чем водорастворимые вещества при лесосплаве.
По разному может оказывать влияние лесосплав на рыбное хозяйство водного объекта. Помимо вредных веществ из древесины выделяются в воду различные вещества, которые служат питательным материалом для планктонных форм, являющихся кормом для рыб. Соотношение положительного и отрицательного влияния на рыбное хозяйство может быть очень сложным и различным в зависимости от целого ряда условий.
В то же время, на основании выполненных исследований, установлен факт массовой гибели рыб и планктона в потоках воды рабочих лопастей гидротурбин.
Воздействие гидроэлектростанций, через турбины которых проходит сток зарегулированной реки, на гидробиоту является наиболее сильным и опасным фактором. Установлено также, что причиной гибели рыбы в акваториях закисления водной среды является алюминий, токсичность которого в воде меняется и становится максимальной при pH = 5.
Отрицательная сторона лесосплава сводится к большим потерям древесины от её утопа, но это вызвано прямым нарушением технологии проведения лесосплава, не соблюдением (или полностью игнорированием отдельных требований действующих «Правил подготовки и приёмки древесины к сплаву»).
Волевое увеличение объёмов сплава в бассейне, без учёта производственных особенностей предприятий – отправителей древесины и гидрологических условий водного объекта, не соблюдение требований природоохранных организаций приводит к нарушению экологического равновесия, к нарушению водного баланса бассейна или его части.
Неоправданно большая протяжённость молевого сплава (в ряде регионов – Пермской, Архангельской, Вологодской областях, Республики Коми – она достигала 500-700 км), увеличение объёмов пуска древесины в молевой сплав без учёта сплавопропускной способности реки и без надлежащей её подготовки к молевому сплаву (особенно древесины лиственных пород), отсутствие в достаточном количестве необходимых механизмов и оборудования для организации и сопровождения молевого сплава (патрульные катера и катера с технологическим оборудованием, лебёдки ), сплошные заполнения реки пыжом в запанях, привели в конечном итоге к значительным потерям древесины на путях молевого сплава.
По выполненным в 1989-1992 годах ЦНИИЛесосплава исследованиям, потери затонувшей древесины на реках Российской Федерации (только в Европейской части) составили более 9,0 млн. куб. м. Наибольшие потери затонувшей древесины составляют:
- в Пермской области - 2,1 млн. куб. м., в Архангельской области - 1,7 млн. куб. м., в Вологодской области - 1,4 млн. куб. м., в Республике Коми - 1,3 млн. куб. м.
Именно эти факторы повлияли на ускоренное принятие решения о повсеместном запрещении молевого лесосплава.
Избежать негативного влияния лесосплава на окружающую среду вполне доступно и не требует значительных затрат (по сравнению с затратами на увеличение объёмов лесозаготовок и строительство автодорог).
Одним из главных условий экологически безопасного проведения лесосплава, должно быть обеспечено соотношение древесины и воды не менее чем 1 к 250, при котором лесосплав не оказывает негативного влияния на качество вод рек и водоёмов, а также выполнение требований ГОСТа «Охрана природы. Гидросфера. Экологические и технические требования охраны водных объектов при лесосплаве», новая редакция которого принята Госкомстандартом РФ к применению с 1 декабря 2001 г.
Согласно закону об охране природы, каждое производство должно иметь оценку его воздействия на окружающую среду. В этой связи имеются многолетние результаты исследований по влиянию плавающей не окоренной древесины на гидрохимический режим речных вод, влиянию экстрагируемых из древесины веществ на кормовых беспозвоночных и эмбриональное развитие рыб. Имеющиеся результаты исследований могут служить основой для выработки критериев оценки влияния лесосплава на водные объекты для практического руководства по контролю и регулированию технологии водного транспорта леса, в целях сохранения экологического благополучия окружающей среды.