ОСОБЕННОСТИ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОЙ  ЛОГИСТИКИ

 

Салминен Э.О., Борозна А.А. (СПбЛТА, г.Санкт-Петербург, РФ)

 

 Feature of timber industry logistics is that during driving wood streams from stump up to a customer both accompanying information and financial streams it is necessary to allow for manufacturing processes of cutting, waste-handling, moving, stacking, and also ecological problems and building of forest roads.

 

Лесопромышленное производство представляет собой комплекс последовательных транспортных и технологических операций. Значительную часть в этом производственном процессе составляют транспортные операции, сопровождающиеся складскими и технологическими операциями по заготовке и переработке древесины и  лесовосстановлению. В целом лесопромышленное производство можно рассматривать как логистическую систему, то есть  как цепочку технологических и транспортных операций, обеспечивающих перемещение древесины от места произрастания до конечного потребителя с одновременным изменением потребительских свойств и переходом древесины их категории сырья в готовый продукт. Исходя из этого, управление лесопромышленным производством следует рассматривать как управление логистической системой.

Логистика как наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и времени от их первичного источника до конечного потребителя находит все более широкое практическое применение в производстве в различных отраслях народного хозяйства. Особенности лесной отрасли определяют и особенности в создании и развитии логистических систем в отрасли, что и предопределяет создание лесопромышленной логистики как научно-практического хозяйствования, заключающегося в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения лесопродукции.

Особенностью лесопромышленной логистики является взаимосвязь и взаимозависимость лесопромышленного производства с ведением лесного хозяйства. Отличительной особенностью лесотранспортной логистики является то, что поток древесины от места произрастания до потребителя перемещается по лесовозным технологическим путям различных категорий, строительство которых входит в состав технологического процесса лесозаготовок, многократно складируется, проходит через различные технологические операции и по транспортным логистическим системам общего пользования доставляется потребителю. При этом логистическая система включает не только процесс перемещения древесины и сопутствующие операции, но и процесс проектирования размещения и выбора систем и конструкций технологических путей. В целях общего сокращения затрат весь транспортно-технологический процесс следует рассматривать как единый лесотранспортный поток, сопровождаемый информационным и финансовым потоками.

Логистическая система лесопромышленного предприятия включает в себя три взаимосвязанные логистические подсистемы:

логистика лесосечно-транспортного производства, включающая подбор лесосечного фонда, обеспечивающего выполнение портфеля заказов и согласованного с планом ведения лесного хозяйства, календарное планирование освоения годового лесосечного фонда, размещение технологических путей и выбор оптимальных технологий лесосечно-транспортного процесса;

логистика внутрипроизводственного процесса по первичной переработке древесины;

логистика сбыта готовой лесопродукции.

Планирование и управление логистическими системами требует создания надежных информационных систем. В связи с тем, что основная часть информационного фонда лесопромышленного предприятия представляет собой информацию о лесном фонде, включая сведения о рельефе, почвенно-грунтовых,  гидрологических и других географических условиях, информационная система должна базироваться на геоинформационных системах.

Логистическая система управления представляет собой две взаимосвязанные и взаимозависимые сферы производственной системы –стратегическое и тактическое планирование и управление или руководство.

В сфере оперативного управления можно выделить:

управление обеспечением лесосечным фондом и материально-техническим снабжением;

управление пространственно-временным размещением лесозаготовок в лесосечном фонде и лесовосстановлением;

управление запасами в ходе производства;

управление поставками потребителям.

Оперативное руководство заключается в координации всех форм и видов деятельности предприятия, включая управление финансированием всех видов деятельности.

Функции стратегического и тактического планирования заключаются в прогнозе развития рынка сбыта, и на основе анализа, планирование освоения лесосечного фонда, лесовосстановления, дорожного строительства, производственного планирования и планирования материально-технического снабжения.

Логистическая программно-информационная система лесопромышленного предприятия включает программное обеспечение производства, снабжения и сбыта. Программное обеспечение сбыта включает программно-информационное обеспечение для анализа рынка сбыта, прогнозирования развития смежных отраслей – потребителей лесопродукции и анализ конкурентов. Это программно-информационное обеспечение является основой программного обеспечения производства. Вместе с тем программное обеспечение сбыта обеспечивает анализ заключения контрактов и связано с программным обеспечением производства через систему управления отгрузками. Эта же система обеспечивает функционирование финансовой системы предприятия, а также статистическую отчетность.

Логистическая подсистема программно-информационного обеспечения снабжения осуществляет анализ возможностей лесного фонда, анализ поставщиков, анализ контрактов на поставку лесопродукции, анализ потребности производства в поставках, в том числе обеспеченность лесным фондом, и обеспечение производственного процесса поставками.

Логистическая подсистема программно-информационного обеспечения производства, являясь центральной в логистической системе лесопромышленного, предприятия, функционально связана с подсистемами сбыта и снабжения, обеспечивает стратегическое и тактическое планирование производственной деятельности и управления производством на всех его фазах.

Все подсистемы производственного планирования увязываются с финансовым планом предприятия по возможности своевременного обеспечения снабжения, подготовки производства, выбора оптимальных, но обеспеченных своевременным финансированием транспортно-технологических систем и других видов производства, хранения и сбыта лесопродукции.

Устойчивую деятельность лесопромышленного предприятия в условиях жесткой конкуренции может обеспечить только четко отлаженная логистическая система управления движением материалопотока от места произрастания древесины до потребителя лесопродукции, поддержанная информационным обеспечением и своевременным финансированием на всех этапах этого движения.

В лесотехнической академии разрабатывается программное обеспечение логистической системы, обеспечивающей выбор оптимальных транспортно-технологических систем, включая программы проектирования сети лесных дорог, выбора оптимальных конструкций и технологий их строительства, календарного планирования строительства дорог и разработки лесосек с выбором оптимальных технологий, обоснованием систем технологических машин. Программные средства включают выбор оптимальных транспортных систем поставок лесопродукции с обоснованием видов транспорта, размещения терминалов с учетом требований внутренних и международных перевозок. Логистическая система обеспечивает оптимальное планирование в едином комплексе всего транспортно-технологического процесса от лесосечных и лесовосстановительных работ до доставки лесоматериалов потребителю и управление движением материальных, информационных и финансовых потоков.

 

Сайт управляется системой uCoz