формирование СОСТАВА насаждений

на вырубках с сохраненным подростом

 

Синькевич С.М., Сакса В.Ю. (ИЛ КарНЦ РАН, г.Петрозаводск, РФ)

 

The young stands dynamic after clear-cutting with advanced growth keeping was investigated. The long-term changes of structure, density and frequency of basic forest species are presented.

 

В отечественном лесоводстве меры содействия естественному возобновлению традиционно играли существенную роль. Особенное внимание им уделялось в периоды увеличения объемов лесопользования и сопутствовавших им трудностей искусственного лесовосстановления. В настоящее время, когда перераспределены функции между участниками процесса лесопользования, проблема сохранения подроста не встречает принципиальных возражений, но одновременно приобретают новое значение ее количественные аспекты, непосредственно связанные, в конечном счете, с экономической эффективностью лесопользования. В связи с этим приобретает актуальность развитие информационной основы о результативности лесовыращивания  с использованием сохранения подроста.

Для оценки лесоводственной эффективности содействия естественному возобновлению выборочно-перечислительным методом повторно, по прошествии двадцати лет, обследованы древостои, сформировавшиеся в средне-  и северотаежной подзоне после рубок главного пользования с сохранением подроста. В обследованных насаждения с различной долей участия хвойных,  преобладание которых в  древостое отмечено в 70% случаев, закладывалась сеть круговых площадок, равномерно распределенных по площади таксационного выдела. Доля соснового подроста в составе молодняков при продвижении  с севера на юг изменялось в среднем от 57 до 8%, в то время как участие ели возрастало с 7 до 31%. На стадии средневозрастного насаждения участие указанных пород в запасе древостоя составила соответственно от 70 до 15% и от 20 до 40%. Одновременно с увеличением доли участия хвойных происходит соответствующее снижение участия лиственных пород. Если в молодняках доля березы при движении  с севера на юг возрастала с 27 до 55%, то через два десятилетия ее участие составило соответственно от 12 до 33%.  Доля состава осины также заметно снизилась. Зональный аспект в изменении доли состава лиственных пород, особенно осины, выражен значительно менее ярко, чем в случае с сосной  и елью. Доля сосны, березы и осины в составе средневозрастных насаждений не менее чем на 90% определяется их представленностью в общей густоте молодняков, сформировавшихся  в течение первого десятилетия после рубки  с сохранением подроста. В то же время применительно к динамике участия ели коэффициент детерминации не превышал 70%.

Анализ густоты сформировавшихся древостоев обнаруживает резкое,  не менее, чем в 5 раз, снижение общей численности хвойных, произошедшее за два десятилетия. В обследованных ельниках имеется в среднем 880 шт/га деревьев ели и 1300 экземпляров елового подроста. Для сосняков соотношение этих категорий обратное – соответственно 1175 и 545 шт/га.

Средние показатели встречаемости основных лесообразующих пород, оцененные для совокупностей древостоев с преобладанием сосны и ели,  свидетельствуют о том, что для формирования чистого (7-8 ед.) сосняка достаточна встречаемость подроста около 50%, а для насаждения с преобладанием (5-6 ед.) ели – 35%.  При этом встречаемость главной породы в сформировавшемся средневозрастном насаждении составляет в  среднем соответственно  60 и 55%. Изменение встречаемости лиственных пород при преобладании в древостое сосны и ели за два десятилетия характеризуется в среднем слабым понижением в среднем  на 1/5 (5-10%).

Указанные особенности (кроме зональных) формирования древостоев с участием сохраненного подроста относятся к средневозрастным насаждениям, в составе которых преобладают хвойные породы. В среднем же, для всей совокупности обследованных насаждений произошло увеличение доли хвойных по густоте с 22 до 28% и участие по запасу для сосны и ели составило 38 и 35% соответственно. Средние показатели встречаемости этих двух пород увеличились на 8% (21-29 и 28-36% соответственно). Помимо этого, экземпляры, отнесенные к категории «подрост» имеют среднюю встречаемость 21 и 35%.

Некоторые предварительные выводы для лесоводственно-экономических прогнозов дает корреляционный анализ зависимостей между параметрами молодняков I класса возраста и сформировавшихся из них средневозрастных древостоев. Параметры сосновых насаждений оказались наиболее тесно связаны с густотой подроста, в особенности – крупного и заметно слабее – со встречаемостью последнего. Отрицательное влияние лиственных пород оказалось значимым только для березы, хотя единообразие отрицательного влияния осины (R=0,2-0,4) также можно считать подтверждением надежности полученных результатов.  Изначальное наличие сосны в достаточном количестве после рубки закономерно связано с уменьшением доли березы и особенно осины в составе древостоя, что, по-видимому, следует объяснять влиянием различий в условиях произрастания. Для формирования ельников значимую роль играют также густота и встречаемость крупного подроста, однако теснота связи оказалась значительно меньшей, чем  в сосняках. Количество последующего возобновления ели тесно связано с наличием подроста в средневозрастном древостое. Влияние березы на численность ели,  ее долю в запасе и встречаемость елового подроста оказалось достоверно положительным. В отличие от сосняков влияние осины на главную породу, в соответствии с результатами корреляционного анализа, не является отрицательным, а на количество деревьев ели оказывает некоторое положительное влияние.

Полученные результаты свидетельствуют о значительной эффективности сохранения подроста при одновременной обязательности выполнения ухода в молодняках, формирующихся с участием сохраненного предварительного возобновления. Для улучшения состава насаждений  с участием ели необходима организация в ближайшие 10-15 лет интенсивного лесоводственного ухода за ними.

Сайт управляется системой uCoz