ХИММОТОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА АВТОМОБИЛЯ

 

Почтовой А.П. (БГИТА, г.Брянск, РФ)

 

The condition of a problem and problems arising at exploitation of automobiles from the point of view of application of petroleum, in particular of oils is given.

 

Топливо – это источник энергии для двигателя, а смазочные материалы – средство для снижения трения и износа подшипников механизмов. Развитие всех видов техники обязательно сопровождается повышением их долговечности и безотказности в работе. Совершенствование машин и механизмов невозможно без улучшения эксплуатационных свойств топливо-смазочных материалов и технических жидкостей. Поэтому наблюдается не только рост объема потребляемых топливо-смазочных материалов (ТСМ), но и повышение требований к их качеству и улучшению важнейших эксплуатационных свойств. Для решения такой практической задачи научно-техническая революция вызвала к жизни ряд новых отраслей знаний на стыке фундаментальных наук. К их числу относится и химмотология. Она изучает методы получения, эксплуатационные свойства, качество ТСМ, теорию и практику рационального применения в машинах, в том числе, и автомобиля. Название новой отрасли знаний дал видный ученый России в области смазочных материалов проф. К.К. Папок. Одним из ведущих ученых, развивающим эту молодую науку в настоящее время является проф. А.А. Гуреев.

Химмотологию сегодня рассматривают как составную часть взаимосвязанной единой четырехзвенной системы: конструирование и изготовление новой техники - разработка и производство ТСМ – эксплуатация техники – химмотология. С учетом эксплуатационных условий применения ТСМ и технических жидкостей на автомобильном транспорте система: «автомобиль – ТСМ – эксплуатация» становится все более актуальной. Среди важнейших на современном этапе развития задач химмотология отмечает следующее: обоснование оптимальных требований к качеству ТСМ, усовершенствование технических характеристик двигателей, автомобилей, рабочих машин, повышающих их надежность, экономичность, экологичность, долговечность их работы, разработка основ унификации и взаимозаменяемости ТСМ, выявление оптимальных условий хранения, снижения потерь при транспортировании и применении, создание и внедрение квалификационных методов и их комплексов для оценки и контроля эксплуатационных, экологических показателей ТСМ при их применении.

Наиболее действенным документом контроля вышеперечисленных требований является химмотологическая карта автомобиля. Она регламентирует номенклатуру эксплуатационных материалов, применяемых в агрегатах автомобиля, их марку и качество, сроки эксплуатации до замены, определяет взаимозаменяемость ЭМ, нормы расхода, гарантирует экологические показатели не превышающие ПДК и нормы.

Точное выполнение требований химмотологической карты автомобиля, рекомендуемой заводом-изготовителем автомобиля, является гарантом, позволяющим поддерживать эксплуатационную надежность, долговечность, экономичность, экологию на требуемом уровне ГОСТов, европейских правил ЕЭКООН № 49 и 24 регламентирующих нормы, методы и средства для поддержания, измерения, оценки содержания в отработавших газах (ОГ) двигателей вредных веществ (ВВ) и дымность ОГ дизелей.

Применение ЭМ с худшими свойствами, не соответствующими указанным в химмотологической карте приводит к повышенному износу, ухудшению тягово-экономических, экологических показателей, преждевременному выходу из строя узлов, агрегатов автомобиля. Особенно явно эти негативные факторы проявляются в экстремальных условиях, например, при перегрузках, повышенных или пониженных температурах окружающей среды.

Применение более качественных и, как правило, дорогих ЭМ повышает затраты на эксплуатацию машин. Но значительно увеличивает пробег до капитального ремонта.

Химмотологическая карта составляется на основе данных об условиях и режимах работы узлов, агрегатов, опыта эксплуатации аналогичных автомобилей, затем подбирается ЭМ с оптимальными свойствами для заданных (ожидаемых) условий эксплуатации. Периодичность замены ЭМ в связи с повышением, например, качества масел, пластичных смазок, может быть увеличение в два раза. Это относится к пластичным смазкам марок: Литол-24 (ГОСТ 21150-75), Фиол-1, Фиол-2 и др., которые выпускаются как многоцелевые.

 Одной из проблем химмотологии на современном этапе является систематизация нефтепродуктов и на этой базе их унификация. В частности по одному из вариантов унификации ассортимента моторных масел, включающего более 10 наименований сохранить и использовать только три марки масел: М63/10В в качестве всесезонного для мало и среднефорсированных дизелей и М8Г и М10Г соответственно в качестве зимнего и летнего для высокофорсированных с наддувом дизелей.

Сокращение марок масел значительно упростит эксплуатацию автомобильного транспорта, а также производство, хранение, применение и регенерацию масел. Снижаются также расход масел при эксплуатации из-за повышения их качества, следовательно, улучшается экология при их использовании.

 

Литература

1. Гуреев А.А., Фукс И.Г., Лашхи В.Л. Химмотология. – М.: Химия, 1986. – 368 с.

2. Обельницкий А.М. и др. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости. Учебн. для вузов. – М.: ИПО Полигран. 1997. – 272 с.

3. Васильева Л.С. Автомобильные эксплуатационные материалы. Учебн. для вузов. – М.: Транспорт. 1986. – 279 с.

4. Панов Ю.В. Химмотологическая карта автомобиля. Метод. указания к курсовой работе. – М.: МАДИ (ТУ): 1995. – 16 с.

5. Кульчинский А.Р. и др. О применении Европейских Правил по определению состава ОГ тракторных дизелей. //Двигателестроение № 5, 1991 г. Ленинград, Политехника. – 1991, № 5. – с. 40-41.

6. Химмотологическая карта автомобиля и трактора: Метод. указания для студентов обучающихся по спец. 330200 «Инженерная защита окружающей среды на транспорте» /БрянГИТА . Сост. А.П. Почтовой. – Брянск, 2001. – 29 с.

Сайт управляется системой uCoz