БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ

ДАВЛЕНИЯ В ШИНАХ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЧИСТОТЫ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

Лазарев В.В. (БГИТА, г.Брянск, РФ)

 

In the report the problems of effect of transportation facilitiess on soil are reviewed and some routes of reduction of load not it are given.

 

Многоцелевые грузовые автомобили и шасси с повышенным и высоким уровнем проходимости оказывают наиболее массированные воздействия на природу и человека, поскольку именно они выполняют основные транспортные и технологические операции на полях, в лесах, на многочисленных грунтовых дорогах и в условиях бездорожья. Обычно в этих условиях АТС на деформируемых грунтах образуют колею 10‑15 см, а в ряде случаев ее глубина достигает 30‑40 см. При этом разрушается почвенный слой, поскольку почвенная фауна углубляется на 30‑40 см. Жизнь в такой колее не возрождается десятки лет. Учитывается ли это на практике? К сожалению нет. Обычно перед разработчиками АТС ставится задача: автомобиль должен передвигаться любой ценой, не взирая на последствия. Естественно, что при создании АТС проблем много и рассматривать их можно с разных точек зрения, но представляется, что в любом случае одним из центральных пунктов вокруг которого должна разворачиваться вся концепция ­– это повышение его экологической чистоты за счет снижения разрушительных последствий взаимодействия колес с грунтом. До настоящего времени эту проблему в процессе создания АТС считают как бы второстепенной и решают ее, как правило, попутно.

Одним из эффективных устройств для повышения проходимости и соответственно экологической чистоты АТС является система регулирования давления воздуха в шинах, которая применяется в нашей автомобильной промышленности уже около 40 лет. Однако до настоящего времени даже у современных автомобилей такие системы из-за недостаточных проходных сечений ее элементов и применения малопроизводительных компрессоров обеспечивают полное время снижения или повышения давления в шинах, которое доходит до 10‑12 минут, что обуславливает длительное время адаптации колесного движителя к дорожным условиям. Водителю приходится или делать продолжительные остановки перед каждым труднопроходимым участком дороги, чтобы приготовиться к его преодолению, или, что бывает гораздо чаще, эксплуатировать автомобиль с неприемлемым для дорожных условий давлением в шинах. При этом применение даже крупногабаритных эластичных шин не дает на практике нужного эффекта. По мнению специалистов для ликвидации этого недостатка необходимо время адаптации движителя к дорожным условиям необходимо снизить до 30-40 с, то есть более чем на порядок чем у существующих АТС. В противном случае применение даже крупногабаритных высокоэластичных шин не дает на практике должного эффекта с точки зрения их экологической чистоты.

На основе проведенных в БГИТА теоретических исследований получены функциональные зависимости, которые позволяют:

а) оценивать эффективность использования “системы РД” для снижения динамических нагрузок и высокочастотных колебаний действующих на ходовую систему и корпус АТС при их эксплуатации с частичной нагрузкой (или без груза) на твердых неровных дорогах. Это достигается за счет снижения в них давления (естественно при сохранении его адекватности нормальным осевым нагрузкам в соответствии с требованием ГОСТа);

б) оценивать возможность и целесообразность применения “систем РД” в качестве устройства для оптимизации силового потока в трансмиссии машин с жесткой кинематической связью ведущих колес при их эксплуатации на твердых дорогах. Эта цель достигается ликвидацией или сведением к возможному минимуму кинематического рассогласования в система “опорная поверхность – движитель – силовая передача” за счет выравнивания радиусов колес путем установки избирательного давления воздуха в шинах в соответствии с осевыми нормальными нагрузками и кинематическими характеристиками пневматических колес;

в) определять оптимальные параметры элементов систем регулирования давления воздуха в шинах (“систем РД”) в зависимости от заданного времени адаптации колесного движителя в дорожным условиям, что позволяет оптимизировать экологическую чистоту ходовых систем АТС при их эксплуатации в условиях бездорожья.

Практическая реализация предлагаемых мероприятий позволяет:

- снизить расход топлива (примерно на 8-10%);

- повысить ходимость шин (не менее чем на 30%) и срок службы трансмиссии полноприводных АТС (не менее чем на 25%);

- повысить экологическую чистоту АТС при их эксплуатации на деформируемый грунт.

 

Сайт управляется системой uCoz