ЗАДАЧА ВОСПРОИЗВОДСТВА ЗАЩИТНЫХ ЛЕСНЫХ

НАСАЖДЕНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

Касимов Д.В. (ВНИИЖТ, г. Москва, РФ)

 

The necessity of reproduction of protective forest stands along railways is discussed. Some experience of reforestation works is given.

 

Многолетняя практика эксплуатации железных дорог показала, что непрерывность и ритмичность их работы во многом определяется наличием вдоль пути защитных лесонасаждений - самого эффективного инженерного сооружения для защиты магистралей от неблагоприятных природных явлений, снижения загрязнения окружающей среды и др.

Основным направлением научно-технических разработок в области защитного лесоразведения на железнодорожном транспорте было установление принципов создания, выращивания и содержания защитных насаждений, подходов к инженерному расчету и проектированию размеров земельного отвода, размещения, конструкции лесополос и др. Большое внимание уделялось исследованию аэродинамических свойств защитных насаждений при взаимодействии со снеговетровым потоком, изучению характера снегоотложения в насаждениях и явления снеголома и др. На основе этих исследований было разработано около 30 нормативно-технических документов по защитным лесонасаждениям.

Наибольший объём работ по созданию защитных лесонасаждений приходится на период 1950-1960 г.г. При этом ассортимент пород, схемы смешения и размещения не всегда удовлетворяли необходимым требованиям. Посадки создавались преимущественно древесно-кустарникового типа, в них в большом количестве вводились клён ясенелистный и вяз приземистый.

В настоящее время значительная часть защитных насаждений имеет высокий возраст, происходит ослабление защитных функций и, следовательно, возникает необходимость в проведении лесовосстановительных мероприятий. Пока линейные предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность в защитных насаждениях, располагают некоторым опытом в части лесовозобновительных рубок, направленных на получение порослевого насаждения. Обобщение и анализ производственного опыта показали, что основными факторами, влияющими на рост поросли, являются лесорастительные условия и состояние насаждений до рубки. Установлен ориентировочный возраст возобновительной спелости древесных и кустарниковых пород, преимущество сплошного способа рубки, целесообразность её проведения в зимний или ранневесенний период и др.

Обладая интенсивным ростом в высоту, порослевое поколение уже в первый год способно выполнять защитные функции, а к возрасту 3-4 лет вступает в самостоятельную работу.

Данные о естественном семенном возобновлении в защитных лесных насаждениях железнодорожного транспорта отсутствуют, т.к. исследования в этом направлении не проводились. Поэтому изучение размещения, численности, жизнеспособности и др. показателей самосева и подроста, разработка на их основе технологий по воспроизводству защитных лесных насаждений являются актуальным направлением дальнейших научно-исследовательских работ.

Сайт управляется системой uCoz