НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ  ХИМИЯ»  НА ЛЕСНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ СГАУ

 

Гусакова Н.Н. (СГАУ, г.Саратов, РФ)

 

The chemical  knowledge is an essential  part  of  the  knowledge about  environment protection  rational use of the nature and change of  the  environment.

 

Любой высококвалифицированный специалист должен уметь  оценивать  немедленные и отдаленные последствия  антропогенного воздействия на природу и здоровье человека. Для достижения этих целей  в высших учебных заведениях решается  ряд общих и специальных задач. Анализ  учебно-методической литературы последних 3-5 лет а также предложения нового Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» позволяют к общим задачам отнести следующие: формирование экологического мировоззрения, получение глубоких знаний об основах устойчивого развития общества и природы, всестороннее развитие личности, психолого-педагогическая подготовка студентов.

К специальным задачам  каждого конкретного образовательного направления можно отнести: получение теоретических основ специальных экологических знаний и их прикладных аспектов для разных специальностей, развитие навыков  научно-исследовательской работы в области охраны окружающей среды

Синергетический подход  в решении задач экологического образования требует пересмотра учебных программ  некоторых дисциплин. На лесном факультете  СГАУ такая работа проводится путем взаимного дополнения дисциплин по естественным наукам и  предложения студентам ряда элективных курсов по выбору. Одной  из таких дисциплин является «Экологическая химия», которая  имеет интеграционный характер и использует знания студентов в области смежных наук- биологии, экологии, химии, физики, социологии, информатики и других /1-3/.

В процессе освоения данной дисциплины студенты изучают:

-структуру биосферы, единство химического состава  экосистем биосферы,

-круговороты биогенных элементов в лесных и городских  экосистемах,

-химическую природу и особенности водной ,воздушной и почвенной сред обитания,

-биотические и абиотические факторы среды, оказывающие влияние на формирование древесных культур,

-химические экорегуляторы, их функции в лесных экосистемах,

-источники техногенного воздействия на лесные культуры,

масштабы, токсичность, способы уменьшения и ликвидации загрязнений,

-аудиторскую оценку ущерба, вызываемого уничтожением и повреждением зеленых насаждений и  естественной растительности,

-методы оценки риска  в лесных экосистемах,

- химические методы контроля качества окружающей         среды в лесных и городских экосистемах,

-особенности  лесных культур-биоиндикаторов  качества среды обитания

 Данная дисциплина  имеет  лабораторный практикум, по окончании которого студенты  умеют

-проводить отбор проб воздуха, воды, почвы, фитомассы,

-проводить качественный и количественный анализ  вод различных типов,  включая снег,

-определять рН водной вытяжки из почвы, прогнозировать  применение мелиорантов в лесном хозяйстве,

-уметь использовать тест-методики определения загрязнителей атмосферы, например анилина и его замещенных,

-проводить лихеноиндикацию древесных культур,

-использовать деревья-биоиндикаторы для определения антропогенных нагрузок,

-рассчитывать   загрязнения от автотранспорта, определять ширину  санитарной зоны,

- оценивать ущерб, возникающий  в результате деградации зеленых насаждений и лесных культур,

-проводить экологическую оценку жилища и выдавать рекомендации по снижению неблагоприятного воздействия,

-определять качество, концентрации и прогнозировать дозы средств защиты  растений, например монурона, диурона,фенурона, эупарена,

-диагностировать поверхностно-активные вещества в промывных водах, применяемых для чистки машин и механизмов в лесном хозяйстве. 

При изучении данного элективного курса используются различные приемы и методы интенсификации учебного процесса. Отдельные крупные темы выносятся для обсуждения на «Круглый  стол», где рассматриваются  различные подходы  к проблеме, например «Дуализм влияния химических веществ  на развитие древесных культур»; проводятся тематические конференции, например «Гидросфера  Волжского бассейна в условиях  техногенеза»; применяется игровое моделирование, например по окончании курса студенты защищают свои дизайн-проекты «Дом лесника у автострады». Студенты активно участвуют вместе с преподавателями кафедры химии СГАУ в  проведении научно- исследовательских работ по тематике лесного факультета, выступают с результатами на конференциях различного уровня. Результаты студенческих  исследований внедряются в практикум по дисциплине «Экологическая химия»/4-6/.

 

Литература

1. Гусакова Н.Н. Химические проблемы лесных экосистем//Некоторые аспекты промышленной экологии и охраны окружающей среды: Учебное пособие. -Саратов, изд-во СГТУ, 1999, с.108-143.

2. ЧерноваР.К., ГусаковаН.Н., ДоронинС.Ю. Контроль за содержанием анилина в воздухе селитебных территорий// Лесное хозяйство Поволжья. Межвузовский сборник научных работ,вып.3. -Саратов,изд-во СГАУ, 1999, с.276-284.

 3. Гусакова Н.Н. «Экологическая химия- новая дисциплина в СГАУ им.Н.И.Вавилова»// Эколого-биологические проблемы Волжского региона и Северного Прикаспия, 111 Всероссийская  научная конференция, сборник материалов. -Астрахань, изд-во АГПУ, 2000, с.65-67. 

4. Гусакова Н.Н., Пономарева А.Л., Сероштанова Л.А. Биоиндикация качества городской среды с использованием древесных культур// Международная конференция «Экология и жизнь-2000». Тез.докл.- Великий Новгород, изд-во ООО «Типография Виконт»,2000, с.9.

5. ВишняковаН.В., Волкова Н.А., Гусакова Н.Н. Тест-метод определения фенурона и эупарена.// Проблемы теоретической и экспериментальной химии: Тез. докл Х Всероссийской  студенческой научной конф. -Екатеринбург, изд-во УрГУ, 2000, с.101-102.

6. Сударушкин С.К., Болохова А.Н. Тест-метод определения монурона и диурона.// Актуальные проблемы современной науки. Тез.докл. Международной конф. молодых ученых и студентов. -Самара, изд-во СГТУ, часть 3, с. 97.

 

 

Сайт управляется системой uCoz