ЭКОЛОГО – ЛЕСОВОДСТВЕННОЕ НОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА СИСТЕМ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

Желдак В.И. (ВНИИЛМ, г.Москва, РФ)

 

To problems on an ecological estimation of usage of forests, management of forestry and control of forests.

 

Вопросам экологической оценки использования лесов, ведения лесного хозяйства и лесоуправления в последнее десятилетие уделяется много внимания не только органами управления лесным хозяйством и всем лесным комплексом, но и различными общественными природоохранными организациями, в рамках бурно развивающихся международных процессов, направленных на сохранение лесов, обеспечение устойчивого управления лесами и «лесной сертификации», охватывающей (при разном толковании этого понятия) от сертификации отдельных видов лесопользования или лесопродукции до экологической оценки всего комплекса управления лесами, содержания и использования лесов.

Результаты применения практически любых лесохозяйственных мероприятий (ЛМ) во всех лесах (где это применение предусмотрено законодательством), как и результаты любых воздействий на леса, имеют многоплановый, далеко неоднозначный характер и проявляются в различных ожидаемых (прогнозируемых или планируемых) целевых и нецелевых и неожидаемых (случайных или непрогнозируемых из-за недостаточности знаний природных процессов, в т.ч. в связи с антропогенными воздействиями), как правило, негативных последствиях. В целом, все последствия лесохозяйственных мероприятий с определенным упрощением можно разделить на две противопоставляемые («конкурирующие») группы: положительных (планируемых) целевых и отрицательных (прогнозируемых и непрогнозируемых).

Соотношение указанных противоречивых последствий, «положительных» и «отрицательных» (или негативных), несмотря на естественные стремления человека сделать лучше для себя и своих потомков, в итоге далеко не всегда «в пользу» первых. К тому же, и оцениваемые нередко как положительные отдельные последствия, при более глубокой оценке со временем приходится переводить в группу «отрицательных» (осушение многих болотных экосистем, нередко также преимущественное выращивание высокопродуктивных древостоев, т.н. хозяйственно ценных пород, вместо коренных, в данных условиях может быть и несколько менее продуктивных и другие варианты).

История цивилизации имеет много ярких примеров, когда отрицательные последствия «положительно направленных» воздействий на природу (и в первую очередь на леса) значительно превосходили планируемые положительные результаты. И хотя многие из них (в первую очередь катастрофические) при современных знаниях ведения лесного хозяйства и лесопользования практически уже исключены, остается еще немало других, которые зачастую проявляются не столь сильно и часто не сразу, но наносят значительный ущерб природе, поэтому причины возникновения их необходимо исключать или существенно ограничивать.

Наиболее эффективно это может быть достигнуто применением комплексного эколого-лесоводственного нормирования (ЭЛН) и оценки систем лесохозяйственных мероприятий, включающего разработку систем эколого-лесоводственных требований и нормативов (ЭЛТН), регламентирующих применение всех мероприятий, методов оценки соответствия проектируемых и осуществляемых мероприятий указанным требованиям, а так же эколого-восстановительных мероприятий, обеспечивающих более или менее полное устранение негативных последствий или ( в крайнем случае) компенсирующие положительные результаты на других объектах.

В связи с тем, что из всех блоков систем лесохозяйственных мероприятий и видов лесных пользований наибольшее отрицательное воздействие на леса оказывают рубки главного пользования, объекты их являются первоочередными для эколого-лесоводственной оценки как источников лесных ресурсов и лесной продукции. Деградация лесорастительных условий в связи с рубками леса является одной из основных причин снижения продуктивности и экологических свойств последующих поколений леса. Другой важной причиной, определяющей снижение ресурсного и экологического потенциала нового поколения леса, является смена коренных высокопродуктивных устойчивых насаждений на производные менее продуктивные и (или) менее ценные в хозяйственном или экологическом отношении. Установлено, что восстановление водоохранно-защитных функций леса после рубок до исходного уровня в большинстве случаев происходит в течение многих десятилетий и даже сотен лет.

Имеющие место негативные последствия рубок ухода за лесом (в первую очередь, формирования насаждений) проявляются не столь явно и резко как последствия рубок главного пользования, однако масштабы их (особенно связанных с нарушением существующих требований и нормативов) существенны: снижение комплексной продуктивности, ресурсного и экологического потенциала, жизнеспособности и устойчивости как отдельных насаждений, так и лесов в пределах значительных по величине территориальных образований.

Еще более противоречиво выделение нежелательных (и негативных) последствий лесовосстановительных мероприятий, по своему назначению (и по содержанию) являющихся восстановительными, т.е. направленными на восстановление лесных биогеоценозов, а также и мероприятий по лесоразведению, направленных на создание лесных экосистем вновь на землях, предназначенных для этих целей ( для лесоразведения). Однако, анализ результатов исследований в различных регионах и условиях и практического опыта лесовосстановления показывает, что и при проведении лесовосстановительных мероприятий результаты их (последствия) не всегда однозначно положительные, как в связи с недостаточно обоснованным проектированием этих мероприятий, так и некачественным исполнением их. Негативные последствия лесовосстановительных мероприятий могут проявляться в развитии эрозионных процессов, связанных с обработкой почвы, в ухудшении условий произрастания лесообразующих растений (в связи с удалением гумусового горизонта, образованием микропонижений с застоем воды и вымоканием высаживаемых растений, или наоборот, а также с закладкой лесных культур видами лесообразующих растений не соответствующими лесорастительным условиям – неполное или только частичноедостижение целей в связи с более низкой производительностью древостоев и др.). Подобные случаи имеют место и при лесоразведении.

Аналогично можно выделить и возможные негативные последствия (результаты) при проведении лесозащитных, а также противопожарных мероприятий.

При том, что различные негативные последствия могут иметь место в связи с проведением лесохозяйственных мероприятий каждого из выделенных блоков ЛМ, проявление даже одного из них может привести к утрате положительного эффекта всех других мероприятий (в результате недостаточно надежных противопожарных требований или нарушения на практике вполне эффективных, может привести к уничтожению положительного эффекта создания и выращивания насаждений в условиях с высокой пожарной опасностью, и др. варианты). Кроме того в процессе лесовыращивания и лесопользования отрицательные последствия отдельных мероприятий накапливаются и усиливаются, в результате они в целом могут существенно превышать простую сумму негативных последствий. Следовательно, при решении проблемы ограничения и предотвращения указанных последствий необходимо использовать тот же системный подход, что и при разработке и применении лесохозяйственных мероприятий.

При этом сохраняются базовые положения о подразделении объектов и процессов лесовоспроизводства (ЛВП) в связи с проводимыми лесохозяйственными мероприятиями (в первую очередь, мероприятиями ЛВП) на «нормальные» (или «нормативные»), обусловленные мероприятиями, проведенными в соответствии с установленными методами, нормативами и технологиями, и «нарушенные», связанные с нарушениями правил проведения мероприятий (рис. 1). Соответственно построено нормативное обеспечение ЛВП, предусматривающее выделение в общем своде «правил ЛВП» трех частей: «предварительной», объединяющей все эколого-лесоводственные требования к лесовоспроизводству (ЭЛТ.ЛВП), «основной», включающей положения, регламентирующие ЛВП, всю систему лесохозяйственных мероприятий и взаимосогласованных с ЭЛТ.ЛВП, «заключительной» – подсистемы эколого-лесоводственной оценки лесовоспроизводства (ЭЛОС.ЛВП).

«Нормальное» (или «нормативное») лесовоспроизводство обеспечивается набором всех эколого-лесоводственных требований ко всему комплексу ЛВП - от управления до создания и применения мероприятий, нормативов, технологий, в т.ч. к эколого-лесовосстановительным мероприятиям, осуществляемым в рамках нормативного ЛВП. Осуществляемое в соответствии с «нормативными» мероприятиями лесовоспроизводство обуславливает соответствующее «нормальное» (или «нормативное») циклическое изменение и восстановление (воссоздание) объектов ЛВП (рис. 1, «а»).

Нежелательное (в экологическом, экономическом и социальном плане) нарушение «правил ЛВП» приводит к выходу объекта лесовоспроизводства (лесного участка) по существу из нормативного цикла динамики (с существенной потерей восстановительных и других природных свойств), в связи с чем возникает необходимость усложнения комплекса ЛВП и соответствующего нормативного обеспечения его. Для возвращения объекта ЛВП на нормативный уровень необходимо проведение специальных эколого-лесовосстановительных мероприятий, а следовательно и регулирование их соответствующими эколого-лесовосстановительными требованиями и нормативами (рис. 1, «Нж»).

Пополнение объектов лесовоспроизводства осуществляется в связи с проведением мероприятий по лесоразведению (ЛРз), которые также регулируются определенным «сводом правил ЛРз», включающим эколого-лесоводственные требования к лесоразведению и сами правила лесоразведения. Выделенные для лесоразведения объекты в результате проведения комплекса мероприятий ЛРз преобразуются в лесные биогеоценозы – объекты лесовоспроизводства (рис.1, «б»).

Учитывая, что для лесоразведения часто выделяются участки земель, деградированные в связи с эрозионными процессами, добычей полезных ископаемых и другими подобными воздействиями, с ними в какой-то мере сходны лесные объекты ЛВП, сильно (недопустимо) нарушенные в процессе проведения лесохозяйственных мероприятий с отклонениями от действующих правил.

Появление объектов лесовоспроизводства «недопустимо измененных» (в результате нарушения установленных эколого-лесоводственных требований или по другим причинам), конечно, лучше полностью исключить соответствующими мерами управления-организации и контроля, а также финансового и технического обеспечения, однако, поскольку это маловероятно даже теоретически, тем более невозможно на практике, особенно в условиях социально-экономического кризиса, разработка эколого-лесовосстановительных мероприятий и соответствующих требований их выполнения необходима, т.к. естественное восстановление нарушенных при ведении лесохозяйственных мероприятий и лесопользовании лесных экосистем (с разрушением их восстановительного потенциала) по результатам многих исследований затягивается на многие десятилетия, а то и столетия.

Все «правила» создания и восстановления объектов ЛВП (как в целом, так и по отдельным составляющим) взаимосогласованы и взаимодополняются в общих «правилах ЛВП и ЛРз».

Эффективность применения разработанных систем эколого-лесоводственных требований и нормативов (ЭЛТН), регламентирующих лесовоспроизводство (в комплексе с мероприятиями по охране и защите леса), достигается использованием вместе с ними системы оценки соответствия разрабатываемых, проектируемых, планируемых и осуществляемых мероприятий и их систем. Системой эколого-лесоводственной оценки (ЭЛОС) лесохозяйственных мероприятий и их систем (как и любой системой оценки) определяются соответствующие объекты оценки, нормативные характеристики объектов и требования к ним, методы оценки – установления фактических характеристик объектов и сравнения их с нормативными, использование определенных шкал оценки уровней соответствия фактических характеристик нормативным. ЭЛОС лесохозяйственных мероприятий, являющаяся по существу третьей (заключительной) частью «правил ЛВП», может быть представлена в отдельном документе («Методике оценки», «Методическом руководстве») или приводиться более или менее полно в нормативных документах, регламентирующих применение соответствующих блоков мероприятий. Этой частью правил ЛВП определяются также порядок проведения ЭЛОС, формы документов, представляющих результаты оценки, а также органы, имеющие право проводить такую оценку.

Объектами ЭЛОС являются сами лесохозяйственные мероприятия и их системы, а также объекты применения этих мероприятий и систем, т.е. участки общего лесного фонда (ОЛФ). Подсистема методов оценки соответствия фактических характеристик нормативным формируется из проверенных уже методов, а при необходимости и новых, обеспечивающих надежные результаты, признаваемые, в первую очередь, специалистами.

Для установления соответствия фактических характеристик объектов нормативным предусматривается возможность использования различных взаимоувязанных и сопоставимых шкал, включающих от двух до шести уровней (с возможным увеличением до 10 – 12), что обеспечивает возможность вести оценку с необходимой дифференциацией результатов.

ЭЛОС систем ЛМ может использоваться для сертификации лесохозяйственных мероприятий и их систем, участков леса и любой части ОЛФ – объектов применения СЛМ, а также быть основой нормативной базы сертификации систем управления лесами, содержания и использования лесов или в целом «Лесной сертификации», которую можно определить как «оценку и подтверждение соответствия деятельности по содержанию и использованию лесов, состояния лесов (всего общего лесного фонда), любых их составляющих, лесных ресурсов, лесной продукции, а также лесоуправления в целом или в определенных его частях, установленным эколого-лесоводственным, социально-  экономическим, техническим и иным требованиям».

 Реализация концепции системного эколого-лесоводственного нормирования и оценки систем лесохозяйственных мероприятий, предусматривающей выделение двух подсистем, соответствующих количественно и качественно разным уровням изменений и состояния лесных экосистем (точнее участков ОЛФ) позволяет не только более эффективно создавать и применять системы ЛМ, четко разделять объекты при эколого-лесоводственной оценке, сертификации лесных ресурсов и лесной продукции (в целом «лесной сертификации»), но и регулировать отношения с лесопользователями, определяя конкретные эколого-лесоводственные мероприятия, которые они должны в обязательном порядке проводить или финансировать в связи с нарушением эколого-лесоводственных требований при лесопользовании.  


 

 

 


«б»

Скругленный прямоугольник: Об.ЛВП,ИзД
 

 

 

 

 


«а»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


«Нж»

 

 

 


Рисунок 1- Схема нормативного обеспечения лесовоспроизводства

ЭЛТ.ЛВП      - эколого-лесоводственные требования к комплексу лесовоспроизводства;

ЛВП(СМ.ЛВП) – лесовоспроизводство, системы мероприятий ЛВП;

Об.ЛВП,Исх – объекты ЛВП исходные (лесные участки);

Об.ЛВП,ИзД – объекты ЛВП, измененные в результате проведения мероприятий ЛВП в допустимых (нормативных) пределах;

Об.ЛВП,Вс и Об.ЛВП,Сзд – объекты ЛВП восстановленные (воссозданные) и объекты ЛВП созданные вновь при лесоразведении;

ЭЛТ.ЭЛВМ,сц – эколого-лесоводственные требования к комплексу специальных эколого-лесовосстановительных мероприятий;

ЭЛВМ,сц       - эколого-лесовосстановительные мероприятия специальные;

Об.ЛВП.ИзНд – объекты ЛВП, (недопустимо) измененные при проведении мероприятий ЛВП вследствие нарушения установленных эколого-лесоводственных требований;

ЭЛТ,ЛРз         - эколого-лесоводственные требования к комплексу лесоразведения;

ЛРз(СМ.ЛРз) – комплекс «лесоразведения», системы мероприятий лесоразведения;

Об.Сзд.ЛБГЦ – объекты лесоразведения – объекты создания лесных биогеоценозов-объектов лесовоспроизводства.

 

Сайт управляется системой uCoz