ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ – ТЕХНОЛОГИЙ

В ЛЕСНОМ КОМПЛЕКСЕ

 

Букова А.А. (МГУ леса, г.Мытищи, Моск.обл., РФ)

 

For forest industry companies embracing new Internet-technologies is an integral step to achieve their business goals. Stages of possible Internet-business evolution, prospects of forest business in Internet-enabled world are considered in the given paper.

 

Процесс управления предприятием трудно себе представить без применения современных средств коммуникации. Среди факторов, способствующих получению конкурентного преимущества на рынке, одну из ведущих ролей, безусловно, играет Интернет-бизнес. Исчезновение границ информационного пространства и новая организация коммуникаций, слияние национальных экономик в глобальный рынок привели к огромным изменениям во всех отраслях промышленности и лесной сектор здесь не исключение.

Сеть Интернет покрыла весь мир, внесла в привычные взаимоотношения бизнесменов и коммерсантов новую динамику и информационную насыщенность. В электронном бизнесе все стороны деловых отношений, включая продажи, маркетинг, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку клиентов и партнеров, перенесены в Интернет. Интернет позволяет, отказываясь от традиционных каналов коммуникации, обеспечивать прозрачность рынка через сокращение дистанции между покупателем и продавцом, значительно улучшать обмен информацией.

Для лесных и целлюлозно-бумажных предприятий Интернет-бизнес - необходимый шаг к реальным переменам, так как по оценке всемирно-известной консалтинговой фирмы PricewaterhouseCoopers  продукция лесного сектора  по многим параметрам соответствует принципам  ведения электронной торговли. По заключению экспертов этой компании Интернет-рынки наиболее глубоко будут проникать в отрасли, которые обладают следующими признаками:

· высокая степень фрагментированности;

· цикличность предложения и спроса;

· множественность этапов производства и реализации продукта.

         Следовательно, лесной сектор готов к  Интернет-бизнесу и по прогнозам специалистов к концу 2004 года 25% доходов мирового лесного сектора будут получены от продаж через Интернет.

Сегодня в России неразвитость электронных информационных потоков приводит к тому, что предприятия отрасли испытывают значительные трудности с планированием производства и сбытом своей продукции. Как правило, многие сделки являются краткосрочными, так как не удаётся найти долгосрочного партнера и спрогнозировать изменение конъюнктуры цен на длительный период. Часто предприятия отгружают в порты непроданный товар, не имея контрактных цен, затрачивая при этом средства на его производство, транспортировку и длительное хранение, приводящее к снижению качественных характеристик, а в некоторых случаях  - к  порче товара.

Недостаток объективной информации по рынку лесной продукции (спрос, предложение, запасы, цены и т. д.) ограничивает возможности предприятий по эффективному выбору стратегии и тактики продажи своего товара. В то же время отсутствие единого информационного поля для продавцов и покупателей по лесным рынкам в России и за рубежом приводит к несбалансированности этих рынков и, как результат, к проигрышу в ценах и объемах поставок.

Среди  причин возникновения такого отставания в использовании современных электронных технологий можно назвать:

·        низкую степень доступности Интернета как такового;

·        отсутствие удобных средств  платежа;

·        отсутствие законодательной базы.

Однако в самом ближайшем будущем ситуация может кардинально измениться. На сегодняшний день в России порядка 5 млн. пользователей Интернет и их количество растет лавинообразно, следовательно, увеличивается область покрытия и качество связи. Находятся на стадии обсуждения закон РФ «Об электронно–цифровой подписи» и закон «Об исполнении денежных обязательств по сделкам с использованием специальных средств» (к последним относятся банковские карты, смарт–карты и другие «необычные» средства платежа).

 Предприятия, которые не смогут вовремя адаптироваться к назревшим изменениям, рискуют потерять значительную  долю своего рынка или вообще исчезнуть. Такие примеры можно наблюдать в лесном секторе западных стран, где компании достигли достаточно высокого уровня в использовании преимуществ современных лесных информационных систем. Поэтому российским предприятиям нужно уже сейчас думать о том, какие шаги они могут предпринять для вхождения в среду сетевой экономики.

          Первым шагом на этом пути может стать создание своего WEB-сайта. Эта стадия включает использование Интернета для получения информации. Это обеспечивается возможностями WEB-сайта, предлагающего информацию «только для чтения» о компании и ее продуктах. Эта стадия закладывает основы для контакта с покупателями.

          Следующие стадии интеграции в Интернет-рынок рекомендованные  экспертами из PricewaterhouseCoopers могут быть такими:

          вторая стадия включает использование Интернета как средства для электронных сделок между производителями, их поставщиками и покупателями товара. На этой стадии Интернет используется для коммуникации и координации растущего числа участников рынка, которые занимают различные места в цепочке от поставок сырья до поставок конечного продукта. Предприятиям предлагается осуществлять сделки в реальном времени в сочетании с постоянным контролем состояния заказа. 

Третья стадия - это трансформация отрасли, реструктурирование традиционной цепочки. Этот этап может сопровождаться ликвидацией существующих посредников, слиянием или перераспределением  собственности в пользу новых участников отрасли. Будут создаваться новые альянсы, под прессингом которых остальные участники рынка будут вынуждены адаптироваться к Интернет-бизнесу. На этой стадии преуспевающие фирмы будут существовать как «виртуальные компании», работающие в уже преобразованной отрасли.

И, наконец, четвертая стадия в эволюции Интернет-бизнеса - это конвергенция. Достигнув тесных связей с покупателями и виртуальной интеграции со всеми участниками процесса производства и продажи товара, компании смогут участвовать в других видах бизнеса, так как они будут стремиться обеспечить клиента полным комплексом услуг, а не только предлагать конкретный товар. Примером такой конвергенции сейчас могут служить ведущие мировые газодобывающие компании, обеспечивающие своим клиентам помимо поставок газа, например, банковские и страховые услуги и с успехом использующие для достижения этих целей новейшие Интернет-технологии.  

Сетевая экономика является реальностью, которую нужно учитывать в практической деятельности. В настоящее время российские лесопромышленные предприятия уже могут использовать ресурсы ряда лесных информационных систем, среди которых Глобальная информационная аналитическая торговая система Рослеспрома, справочно-аналитические системы по лесозаготовительной технике, разработанные ЦНИИМЭ.

На современном этапе только применение новых инструментов управления, среди которых и Интернет - коммуникации, поможет предприятию выжить на рынке и добиваться достижения своих целей.

 

Сайт управляется системой uCoz