ОБ УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ

ОТ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ

 

Сарбаев В.И. (МГИУ, г. Москва, РФ)

 

It Is Considered the categorization of factors, under influence which is formed the volume of surges of bad materials from motor transport flows.

 

В настоящее время ежегодные выбросы вредных веществ от автомобильного транспорта составляют в странах СНГ около 400 млн. тонн.

Основная масса выбросов из этих 400 млн. тонн приходится на транспортные потоки.

Исследования транспортных потоков с экологических позиций позволили выявить основные  группы факторов, влияющих на количественный и качественный состав выбросов вредных веществ. К таким группам факторов относятся:

1. Характеристики транспортного потока:

-         структура потока по типу подвижного состава, по грузоподъемности, классу  автомобилей, и т.п.

-         интенсивность движения, скорость.

2. Дорога – микро- и макрорельеф, категория дороги, количество полос, состояние покрытия, обустройство дороги, количество поворотов, светофоров, перекрестков и т.д.

3. Водитель – квалификация, возраст, психофизиологические особенности, стаж работы и т.п.

4. Качество топлив – наличие примесей, присадок, загрязненность, обводненность, соответствие требованиям ГОСТа

 

5. Климатические условия – температура, время года, время суток, роза ветров, скорость ветра и т.п.

 

6. Рельеф местности, по которому проходит дорога – равнинный, холмистый, гористый и т.п.

Применяемые в настоящее время методы расчетов выбросов вредных веществ от транспортных потоков базируются на определении расхода топлива на перегоне или на перекрестке на основании установленных нормативов, а затем, также по установленным нормативам, определяются по установленной номенклатуре и сами выбросы. При этом вне поля зрения остаются не учтенные действующими методиками факторы, такие как техническое состояние и возраст автомобилей, уровень их загрузки, профессиональные качества водителей, микро- и макрорельеф дороги, климатические условия, время года. Влияние этих факторов на объем и состав выбросов вредных веществ очевиден, однако требует количественной оценки для различных типов и моделей подвижного состава. Наличие таких количественных  зависимостей позволит не только осуществлять мониторинг автомагистралей, но также производить обоснованные прогнозы  выбросов вредных  веществ на перспективу и, например, разрабатывать рекомендации по оптимизации возрастной структуры автомобильного парка, по подготовке учебных программ для водительского состава и т.п.

Для расчетов рассеивания вредных веществ в атмосфере и попадания их на природные ландшафты весьма важными факторами являются климатические факторы – температурный режим, осадки (роза ветров в методиках учтена), а также рельеф местности, по которой проходит дорога.

 

Литература

1. Амбарцумян В.В., Носов В.Б., Тагасов В.И., Сарбаев В.И. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. – М.; ООО Издательство « Научтехлитиздат», 1999. – 208 с. 

2. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В.. Промышленно-транспортная экология. – М.; Высш. шк., 2001. – 273 с.

3. Кавтарадзе Д.Н., Николаева Л.Ф., Поршнева Е.Б., Флорова Н.Б.. Автомобильные дороги в экологических системах (проблемы взаимодействия). М.; ЧеРо, 1999. – 240 с.

 

 

Сайт управляется системой uCoz