ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ

 ДИСЦИПЛИН

 

Горленко О.А., Симкин А.З., Можаева Т.П. (БГТУ, г.Брянск, РФ)

 

Подготовка высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства является одной из основных задач вузов. Ее решение возможно на основе разработки и внедрения в вузах систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 версии 2000 года, базирующихся на использовании так называемого процессного подхода, [1] в соответствии с которым любая деятельность, в том числе и педагогическая, может рассматриваться как процесс, рис. 1. На входе процесса обучения  педагогический объект (студент или группа студентов, получающих в ходе процесса необходимую подготовку), на выходе – те же студент или группа студентов, получивших в ходе процесса  определенную подготовку, Z – управляющие   воздействия (стандарты, требования, планы, методы и  т.п.), W – ресурсы (кадры, помещения, приборы и оборудование, окружающая среда и т.п.). Выход как результат преобразования входа может включать в себя и то, что соответствует установленным требованиям, и то, что не соответствует установленным требованиям. В этой связи для повышения эффективности педагогического процесса следует осуществлять его корректирование на основе дополнительных управляющих воздействий DZ, вырабатываемых на основе измерения оценки и сравнения входных показателей процесса с плановыми, а выходных показателей – с заданными. При этом следует иметь в виду, что отдельно взятые студент или группа студентов, будучи активными элементами педагогической системы, могут сознательно искажать результаты измерений входных и выходных показателей педагогических процессов.

Рисунок 1- Схематичное представление процесса: Х – вход; У – выход; Z – управляющее воздействие; DZ – дополнительно управляющее воздействие; W – ресурсы, необходимые для осуществления процесса.

 

Концептуальной основой стандартов ИСО серии 9000 является то, что любая организация, в частности вуз, совершенствует качество подготовки специалистов на основе сети процессов, подвергаемых постоянному анализу и улучшению. В рамках рассматриваемого подхода важным является осуществление мониторинга качества  педагогического процесса как системы контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процессов обучения и предусматривающих, в частности, оценку уровней усвоения студентами учебного материала [2]. В ходе мониторинга регулярно отслеживается качество усвоения знаний и формирования умений в учебном процессе. При этом оценивается соответствие фактических результатов деятельности педагогического процесса его целям. Очевидно, что конечный результат не всегда соответствует заданным планируемым целям. Задача мониторинга состоит именно в том, чтобы правильно оценить степень, направление и причины такого несоответствия, а также выявить круг лиц, так называемых экспертов, из числа студентов и преподавателей способных дать эту оценку. Совокупность оценочных взглядов экспертов на основе строго определенных и общих для всех критериев может достаточно полно охарактеризовать качество преподавания учебных дисциплин.  

Рассмотрим применение системы мониторинга на примере обеспечения качества лекций, являющихся одной из основных форм организации учебного процесса. Под лекцией, как известно, понимают занятие, на котором осуществляется передача готовых знаний посредством монологической формы общения. Основная дидактическая цель лекции – сформировать у студентов систему знаний об изучаемом предмете. Это наиболее экономичная форма передачи и усвоения учебной информации. Традиционно ее слабым местом считается затруднение в формировании обратной связи, позволяющей преподавателю оценить уровень знаний студентов. Организация лекции, как технологического процесса, позволяет, детализируя цель обучения с учетом сложившегося уровня предварительной подготовки студентов, выстроить систему мониторинга качества таким образом, чтобы, упорядочив ее и установив обратную связь, обеспечить максимально возможное  усвоение нормативного содержания лекции студентами, гарантируя таким образом на “выходе” всем студентам (а не только талантливым и одаренным) уровень знаний, отвечающий установленным требованиям.

Конструирование системы мониторинга качества лекции можно представить, например, в виде следующего алгоритма [2]: определение целей лекционного курса; выбор эталонов усвоения учебного материала; разработка системы контроля  и диагностики качества лекции (тестирование, рейтинговый метод, социологический метод, и т.д.); разработка корректирующей методики (индивидуальные консультации, дополнительные занятия, повторное тестирование на усвоение материала лекции); разработка итогового контрольного средства.

Применительно к лекции можно выделить следующие виды мониторинга качества: по временной зависимости (опережающий и текущий) и по используемому инструментарию (стандартизованный и нестандартизованный). При осуществлении опережающего (оперативного) мониторинга качества лекции с использованием нестандартизованных технических средств, на наш взгляд, интересен такой прием оперативной связи, как “светофор”, построенный на использовании вполне доступных в техническом плане визуальных средств обучения, когда студенты самостоятельно, без команды, сигнализируют преподавателю о необходимости коррекции конкретного фрагмента лекции [3]. Как разновидность опережающего мониторинга качества лекции, может быть предложено средство обратной связи – “кодирование”, методика проведения которого заключается в ответе аудитории на вопрос, заданный преподавателем, посредством цифровой карточки, номер которой в конкретной ситуации совпадает с правильным ответом, “закодированным” под соответствующим номером [4]. Также приемы опережающего мониторинга обеспечивают преподавателю практически мгновенную оценку эффективности его работы.

Несколько в иной плоскости может быть рассмотрен мониторинг качества лекции по проведению текущего контроля с использованием стандартизованных технических средств, а именно: тестирования, рейтингового и социологического методов. Наиболее эффективной формой мониторинга является использование тестов [5, 6]. При этом используют следующую схему организации тестирования:

1.     Выделяют четыре уровня материала: узнавание (тесты на опознание, соотнесение, различение, умение выполнять действия с подсказкой); воспроизведение (типовые задачи, требующие выполнения расчетов на основе использования типовых правил и алгоритмов и подтверждающие умение студентов самостоятельно по памяти воспроизводить и применять ранее усвоенные знания); эвристический (типовые задачи и задачи на принятие решений в нетиповых ситуациях по выявлению способности студентов к продуктивным действиям); творческий (тест на выявление умений студентов творчески использовать полученные знания).

2.     Разработка инструмента оценки качества усвоения учебного материала (теста).

3.     Определение коэффициента качества (К), представляющего отношение количества правильно выполненных операций в тестовом задании (М) к общему количеству существенных операций в тестовом задании (N), соответствующего уровня

4.     Разработка шкалы оценки качества усвоения содержания учебного материала. На основании значений коэффициента усвоения К вводят следующую систему балльных оценок:

          “отлично” – К>0,9;

          “хорошо” – К = 0,8 – 0,9;

          “удовлетворительно” – К = 0,7 – 0,8;

          “неудовлетворительно” – К<0,7.

В настоящее время для оценки качества обучения учащихся все более широкое применение находят методы рейтинговой технологии, включающей следующие элементы [3]: разработку шкалы рейтинговых баллов, устанавливающей перечень видов учебной деятельности и количество баллов, получаемых за выполнение этой деятельности, введение коэффициента значимости оцениваемого учебного действия (весового коэффициента), в соответствии с которым оценка за решение проблемной задачи имеет большую значимость, чем за репродуктивную деятельность; определение суммарного рейтинга студентов по данному предмету. В рамках системы мониторинга рейтинговый метод расширяет возможность оперативного управления учебным процессом и корректирование состояния подготовки студента на основании установления и оценки промежуточных и конечных изменений в уровне знаний и умений. Данный метод позволяет студенту осуществлять самоконтроль за своей учебной деятельностью.

Одним из способов мониторинга педагогического процесса является метод социологического анализа. В отличие от тестирования и рейтингового анализа при социологическом обследовании обычно ограничиваются анонимными источниками информации. На основании такого обследования представляется возможным оценить, например, результативность деятельности вузовского преподавателя [7]. Методику рассматриваемого обследования можно представить следующим образом:

- перед изучением курса каждый студент получает анкету (без указания фамилии), в которой из двух колонок цифр (одна из которых относится к знаниям, а другая – к умениям и навыкам) отмечается та, которая, по его мнению, соответствует его уровню знаний на данный момент;

- в конце выделенного курса знаний проводится аналогичное анке-тирование;

- результаты анкетирования оформляются в виде коэффициента успеш-ности, представляющего собой отношение конечного среднего значения уровня знаний (умения, навыков) к начальному среднему значению , где, m1 и  m2 – уровни знаний у одного (i-го) обучающегося соответственно в начале и в конце курса занятий; N1 и N2 – количество обучающихся в начале и в конце курса занятий. Если l>1, то проведение занятий можно считать успешными.

Используя тестирование, рейтинговый и социологический анализы, можно добиться повышения качества преподаваемых в вузе учебных дисциплин.

 

Литература

1. Новая версия семейств стандартов ИСО 9000/ Сост.: И.И.Чайка, Г.М.Цимбалист – М.: ВНИИСертификации Госстандарта России, 1999. – 19с. 2. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе “учитель – ученик”. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 86с. 3. Профессиональная педагогика: Учебник для вузов/ Под ред. С.Я. Батышева – М.: Ассоциация “Профессиональное образование”, 1999. – 904с. 4. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавателя. – М.: Высшая школа, 1985. – 212с. 5. Скакун В.А. Контроль уроков производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1985. – 64с. 6. Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия// Педагогика. – 1993, №5. – С.16-25. 7. Синенко В.Я. Профессионализм учителя// Педагогика. – 1999, №5. – С.45-51.

Сайт управляется системой uCoz