АНАЛИЗ КОНСТРУКТИВНЫХ ДЕФЕКТОВ ОТРЕМОНТИРОВАННЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ

 

Богданович С.В. (РУП «Белдорцентр», г.Минск, Республика Беларусь)

 

The defects of road pavements after repair are considered in the article. The main reasons of these defects are analyzed.

 

В 2000 г. Белорусский центр по диагностике и контролю за транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильных дорог «Белдорцентр» выполнял работы по мониторингу соответствия качества работ с использованием асфальтобетонных смесей требованиям нормативно-технических документов и проектной документации. Объектом  мониторинга являлись участки капитального ремонта на автомобильных дорогах, входящих в состав международных транспортных коридоров, проходящих по территории Республики Беларусь. На этих участках выполнялись как инструментальные измерения ровности, прочности и сцепных качеств, так и визуальное обследование, в результате которого получены некоторые неожиданные результаты.

Выполнение визуального обследование только что отремонтированного участка ранее представлялось нецелесообразным, так как принято считать, что новое покрытие является качественным “по умолчанию”. В связи с этим, рекомендации и требования по визуальному контролю качества поверхности отремонтированного покрытия в настоящее время отсутствуют. Классификатора дефектов для этой стадии также нет.

         В то же время, выполненные обследования показали, что на вновь отремонтированном покрытии, еще до открытия движения, уже имеются дефекты различного происхождения и тяжести. Основными из них являются: некачественное сопряжение полос по ширине покрытия, некачественное сопряжение участков технологических захваток, битумные пятна.

         При некачественном сопряжение полос по ширине покрытия визуально заметна продольная линия по оси, отсутствует восприятие поверхности как единого целого. В процессе эксплуатации покрытия дефект может явиться очагом развития продольного трещинообразования и ухудшения поперечной ровности.

Некачественное сопряжение участков технологических захваток проявляется как разность по высоте покрытия на участках, устраиваемых в разное время, или как разошедшийся шов на покрытии. Кроме того, имеет место  “ступенька” в начале участка производства работ, что может оказать негативное воздействие на безопасность движения.

         Битумные пятна на покрытии площадью от 1 до 14 м2 встречались на всех обследованных участках, где движение еще не было открыто.

         Следует отметить, что всех названных дефектов можно было бы избежать. Для этого не требуется выполнения особых технологических или организационных  мероприятий. Данные дефекты являются следствием недостаточно высокой культуры производства и с ее повышением не будут иметь место.

         Значительно более серьезным является дефект внешне напоминает шелушение и выкрашивание, представляя собой участки “открытой” структуры, с отсутствующими отдельными щебенками. В отличие от шелушения, при этом дефекте не отмечается характерное отслоение пленок вяжущего материала. Выкрашиванием дефект также не является, так как присутствует на только что построенном покрытии.

         Основной причиной возникновения подобного дефекта является не достаточно качественное перемешивание асфальтобетонной смеси. При плохом перемешивании значительная часть битума сосредоточена в виде отдельных скоплений, заполняющих пространство между минеральными частицами. Минеральные частицы, особенно мелкие, находятся  при этом в агрегированном состоянии и не выполняют, таким образом, своего основного назначения в асфальтобетоне.

         Положение осложняется тем, что до сих пор нет разработанной методики оценки качества перемешивания смеси. Его можно характеризовать лишь косвенно по сопоставлению физико-механических свойств проб, взятых из различных частей замеса или применять для оценки достаточно сложное оборудование (например, ультразвуковые генераторы).

         Качество перемешивания может нарушиться также в процессе перевозки готовой смеси к месту укладки. Проконтролировать этот процесс уже практически невозможно. За рубежом для улучшения однородности смеси перед укладкой применяют специальные устройства - десегрегаторы, в которых смесь дополнительно перемешивается перед подачей в асфальтоукладчик.

         Асфальтобетон, устроенный из некачественно перемешанной смеси, обладает следующими основными недостатками: неравномерная прочность покрытия, поверхностные дефекты становятся очагами ускоренного разрушения покрытия в дальнейшем.

         Изложенное позволяет сделать следующие основные выводы: для повышения качества устройства покрытий необходимо разработать действенные меры по повышению качества перемешивания асфальтобетонных смесей, а также методику оценки качества перемешивания; при приемке работ целесообразно проводить детальное визуальное обследование отремонтированного участка.

 

Сайт управляется системой uCoz