ЛЕНТОЧНЫЕ КОНВЕЙЕРЫ С ПОДВЕСНОЙ ЛЕНТОЙ ДЛЯ
ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ НАСЫПНЫХ ГРУЗОВ
Ивченко В.Н. (ООО «Конвейер-групп», г. Брянск, РФ)
The conveyor-GrUp which has its own production capacities has created a totally new and exclusively effective type of conveyor transport - the so-called conveyors with a hanging belt. The belt conveyors with a hanging belt are a good alternative to conventional belt conveyors and can successfully substitute for them in various industries.
Разработанный конвейер с подвесной лентой конструкции ИПЦ «Конвейер» (г.Брянск) фактически является гибридом типового ленточного конвейера и рельсового транспорта (см. рис.).
Конвейер состоит из сварного металлического става 1 (поз. В), привода 2 (поз. Б), приводного 3 и натяжного 4 барабанов (поз. А). Став состоит из нижних 5 и верхних 6 стоек (поз. А). К верхним стойкам с помощью кронштейнов 7 крепятся направляющие элементы 8 (поз. В и Г), выполненные в виде замкнутых, вытянутых вдоль конвейера труб, расстояние между которыми выбрано таким, чтобы обеспечить требуемую желобчатость ленты на всей длине конвейера. Конвейерная лента 9 (поз. Б и Г) с помощью гибких ленточек 10 (поз. Г) подвешивается к подвеске 11 (поз. В и Г), основным элементом которой являются два ролика 12 (поз. Г), внешняя опорная поверхность которых является вогнутой. Ролики катятся по поверхности трубной направляющей, обеспечивая плавное перемещение ленты с грузом. При этом вблизи барабанов трубные направляющие 8 имеют отгибы в горизонтальной плоскости, позволяющие ленте в местах ее взаимодействия с барабанами принять соответствующую (плоскую) форму.
Для увеличения тягового усилия на приводном барабане 3 конвейер может быть дополнительно оборудован устройством для прижатия ленты 9 к барабану 3, позволяющим дополнительно уменьшить усилие натяжения ленты и снизить требования к ее прочности.
В 1996 г. на ОАО «Лебединский горнообогатительный комбинат» (г.Губкин, Белгородской области) запущен в эксплуатацию реверсивный конвейер с подвесной лентой шириной 1200 мм и длиной 24 м для транспортирования железной руды кусковатостью 350…400 мм, падающей на ленту с высоты 4,5 м. В октябре 1998 г. на этом же предприятии был сдан в эксплуатацию горизонтально-наклонный конвейер с подвесной лентой шириной 1200 мм и длиной 50 м для транспортирования окатышей.
В феврале 2000 г. на ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат» (г. Старый Оскол Белгородской области) запущен в эксплуатацию конвейер-питатель с подвесной лентой для транспортирования окатышей, который по производительности заменил два вибрационных питателя производства ФРГ.
Кроме того, изготовлен первый в мире трубчатый конвейер с подвесной лентой, имеющий сложную, изогнутую в вертикальном и горизонтальном направлениях трассу, предназначенный для транспортирования аммиачной селитры на взрывном участке ОАО «Лебединский горнообогатительный комбинат».
Как показали исследования и более чем четырехгодичный опыт эксплуатации головного промышленного образца, рассмотренные выше конвейеры с подвесной лентой имеют следующие преимущества в сравнении с типовыми ленточными конвейерами:
1.Уменьшенную потребность в дорогостоящей ленте за счет:
а) более глубокого и плавного желоба грузовой ветви ленты;
б) полного исключения ее боковых смещений и более полной загрузки сечения ленты (по производительности конвейер с подвесной лентой, укомплектованный лентой шириной 800 мм соответствует типовому ленточному конвейеру с шириной ленты 1200 мм).
По этим причинам при сохранении прежней ширины ленты производительность конвейера с подвесной лентой на 30 % превышает производительность типового ленточного конвейера. Наконец, реальная производительность конвейера с подвесной лентой и срок службы последней дополнительно возрастают в связи с уменьшением объективно зафиксированной пробуксовки на типовых конвейерах транспортируемого груза относительно ленты, а также ввиду полного отсутствия просыпей груза на всей протяженности грузовой ветви ленты.
2. Срок службы ленты увеличивается в 1,5 раза из-за отсутствия:
а) боковых смещений ленты (что сохраняет ее легкоранимые борта);
б) нижних роликов (что исключает износ ими "грязной" стороны ленты);
в) деформации ("шевеления") транспортируемого груза на ленте, обусловленной периодическими изгибами ленты в пролетах между опорами, что резко снижает усталостные разрушения ленты;
г) сопротивления вдавливания роликов в ленту (а также в связи с многократным уменьшением площадей контактных поверхностей между лентой и опорными элементами конвейера).
3. Возможность транспортирования крупнокусковых (до 350 мм) насыпных грузов. Для падающих на ленту грузов с высоты до 3,5 м в зоне загрузки предусмотрена установка без инерционного демпфирующего устройства ременного или ленточного типа, многократно смягчающее удары груза о ленту и обеспечивая щадящий режим ее работы. При использовании указанного устройства лента в месте ее загрузки под ударами крупных кусков опускается вниз не на 7…10 мм (как это имеет место в типовых ленточных конвейерах), а на 80 … 90 мм.
4. Возможность транспортирования мелкодисперсных и пылящих материалов (цемента, мела, муки и т.п.) ввиду отсутствия колебаний движущейся ленты на опорах и возможности уменьшения поверхности пылеобразования за счет частичного или полного замыкания ленты в поперечной плоскости, т.е., фактически придания ей формы трубы.
5. Уменьшенные до 1,5 раз энергоемкость транспортирования и уровень предельных нагрузок на ленту за счет указанных в п.п. 1.1.в и 1.1.г факторов, а также ввиду снижения массы вращающихся частей линейной части конвейера с подвесной лентой. Это, в свою очередь, позволяет:
а) применять отечественные ленты, а также более дешевые ленты с небольшим числом прокладок;
б) упростить и удешевить способ стыковки ленты;
6. Повышения угла наклона конвейера до 30 ° и более за счет:
а) уменьшения динамических колебаний ленты и лежащего на ней груза;
б) увеличения желобчатости ленты;
7. Возможность изгиба конвейера в горизонтальной плоскости с небольшими (до 30…50 м) радиусами (по аналогии с рельсовым транспортом) и строгое фиксирование движения конвейерной ленты в горизонтальной плоскости, полностью исключающее ее боковые смещения.
Во многих случаях становится возможным (что исключительно важно для большинства заказчиков) вместо приобретения и монтажа новых конвейеров с подвесной лентой превратить в них уже находящиеся у заказчиков в эксплуатации конвейеры типовой конструкции, затратив на это в несколько раз меньше средств – используя приводную станцию (а иногда и опорные элементы линейной части) в качестве основы для конвейеров с подвесной лентой.
Таким образом, ленточные конвейеры с подвесной лентой являются достойной альтернативой типовым ленточным конвейерам известных конструкций и могут их успешно заменять в самых различных отраслях производства, в том числе и в дорожном комплексе при транспортировке строительных материалов, таких как щебень, песок, грунт.
Конструкции конвейеров с подвесной лентой и все их основные элементы защищены патентами Российской Федерации.
ООО «Конвейер – груп» (E-mail:conveygr@online.debryansk.ru) принимает заказы предприятий и организаций на срочное (не более одного месяца) компьютерное проектирование конвейеров с подвесной лентой с привязкой к конкретным условиям заказчика, производит их изготовление, а также обеспечивает сервисное обслуживание конвейеров и комплектование их запасными частями.