НЕМОРАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ВО ФЛОРЕ ЛЕСНЫХ КАТЕН

СОЛИГАЛИЧСКОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Рыжова Н.В. (КГТУ, г.Кострома, РФ)

 

         По лесорастительному районированию, выполненному С.Ф. Курнаевым (1973) Солигаличский район входит в подзону южной тайги Восточной провинции Русской равнины.  Известно, что для растительного покрова южной тайги характерно наличие видов растений, свойственных широколиственным лесам (Мильков, 1974). Эти виды растений получили название неморальных и могут далеко заходить на север таежной зоны, особенно в составе растительности речных пойм. Солигаличский район Костромской области удален от зоны широколиственных лесов на 150-200 км, находится в экотоне ареалов некоторых сибирских и европейских видов растений, имеет значительные площади пойменных лесов, а в отличие от других районов области характеризуется дерново-слабоподзолистыми супесчаными почвами, сформировавшимися на пермских горных породах с близким к дневной поверхности залеганием известняков. Эти природные особенности Солигаличского района, а также слабая изученность флоры и растительности определили выбор его в качестве основного полигона наших исследований.

         Цель работы - дать характеристику флоре и пойменной растительности малых рек Солигаличского района и определить степень участия   в них неморальных элементов.

         Исследования проведены в 1999-2000 гг. в бассейне двух малых рек Солигаличского района - Светлицы и Сельмы. В лесных катенах малых рек Солигаличского района выявлено 112 видов растений, среди них 9 видов деревьев, 8 - кустарников, 2 - лианы, 3 - кустарничка, 63 вида трав, 19 - мхов и 8 лишайников. Максимальными показателями встречаемости и обилия из деревьев характеризовались ель европейская, береза пушистая, рябина обыкновенная и черемуха обыкновенная; из кустарников - жимолость лесная и малина обыкновенная; из кустарничков - черника обыкновенная и брусника обыкновенная; из трав - кислица обыкновенная, звездчатка жестколистная, сныть обыкновенная, копытень европейский, вейник лесной; из мхов - плевроциум Шребера, ритидиадельфус трехгранный; из лишайников - гипогимния вздутая, алектория перепутанная, пармелия бороздчатая. Однако следует отметить, что встречаемость и обилие видов обычно не совпадают - имеются виды с высокой встречаемостью и низким обилием и, наоборот, с высоким обилием и низкой встречаемостью. Например высокой встречаемостью и довольно низким обилием отличаются черемуха обыкновенная, смородина колосистая, щучка дернистая, щитовник игольчатый, ожика волосистая, майник двулистный, костяника каменистая, седмичник европейский; из мхов - родобриум розетковидный, из лишайников - ценотека бледная. Обратную картину, низкую встречаемость и высокое обилие имеют ольха серая, сосна обыкновенная, голокучник обыкновенный, из мхов - атрихум волнистый, сфагнум узколистный, сфагнум Гиргензона.  Общее число неморальных видов в изученных катенах составило 26 видов или 23 %  от всех выявленных видов растений. Неморальные виды отмечены среди деревьев - 1 вид (Tilia cordata Mill.), среди лиан - 1 вид (Humulus lupulus L.), среди трав - 20 видов и среди мхов - 4 вида. В целом доля неморальных видов незначительна, что указывает на типичность растительности Солигаличского района для подзоны южной тайги.

         Наши исследования проводились в условиях эрозионно-денудационного (с отметками высот 125 м и ниже) и пойменного рельефов, занимающих около 50 % территории района. На исследованных участках можно выделить следующие варианты урочищ, которые мы назвали экотопами:

1.   Плоские участки моренных водоразделов;

2.   Склоны к поймам малых рек;

3.   Понижения на плоских водоразделах;

4.   Поймы малых рек.

         Эти четыре экотопа образуют катены малых рек и входят в состав низинных и полого-холмистых ландшафтов, которые свойственны также большей части Костромской области.

         Неморальные элементы во флоре лесных катен в основном приурочены к поймам рек и примыкающих к ним склонам, а также к плакорам. Так, в поймах отмечено 20 видов неморальных растений, на склонах - 17, на плакорах - 13, а в понижениях на плакорах всего 1 вид. Такая встречаемость неморальных элементов подтверждает вывод о более мягком микроклимате пойм, позволяющем произрастать здесь многим видам широколиственных лесов. Однако обилие их редко превышает балл 1. Наиболее обильно встречаются Aegopodium podagraria, Ajuga reptans, Galium odoratum, Lathyrus vernus, Paris quadrifolia, Viola  riviniana, а из мхов Atrichum undulatum, Rhodobryum roseum.

         Самый богатый видовой состав характерен для пойм (91 вид). Кроме того, здесь 20 видов растений строго приурочены только к этому экотопу. Число космополитных видов составило 35, а из жизненных форм особым многообразием отличаются травы и в значительной меньшей степени мхи.

         Каждому экотопу в основном присущи свои типы леса: ельники кисличники- плакорам, ельники черничники - склонам, ельники сфагновые - понижениям на плакорах, а ельники и осинники приручейные - поймам.

         В составе древостоев в основном господствует ель европейская.  Ясной зависимости состава древостоя от  типа экотопа не прослеживается. Все древостои довольно разновозрастны от 38 до 97 лет - различия показателей в пределах одного класса возраста имеются в 5 описаниях, одновозрастное насаждение встречено только в одном описании. Разновозрастность обследованных лесных насаждений объясняется их длительным хозяйственным использованием в качестве объектов выборочных рубок.

 

Сайт управляется системой uCoz