ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЗАЩИТНЫХ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

Макарычев Н.Т., Касимов Д.В. (ВНИИЖТ, г.Москва, РФ)

 

Лесные насаждения железнодорожного транспорта выполняют важные защитные функции, не только задерживая приносимый к пути снег, песок, пыль, ослабляя вредное воздействие ветров на движущиеся ветра и инженерные сооружения, но и препятствуют распространению загрязняющих веществ, предупреждают разрушение почвенного покрова, снижают уровень шума и вибрации. Однако экологическому аспекту значимости придорожных насаждений не уделялось должного внимания, хотя исследованиями лаборатории защитных насаждений ВНИИЖТ, ограниченными по времени и объёму, удалось установить некоторые закономерности пространственного размещения загрязнителей. В основном, это касается тяжелых металлов, таких как свинец, медь, цинк и некоторых других. Было установлено, что тяжелые металлы не распространяются далее 30-40 м вглубь насаждений с плотно сомкнутыми кронами древесных растений, а максимальный уровень загрязнения наблюдается на земляном полотне дорог и непосредственно примыкающей к железнодорожной колее части технической полосы отвода, где содержание подвижных форм тяжелых металлов достигает 30-50 ПДК (в некоторых случаях и выше). При отсутствии лесных насаждений тяжелые металлы распространяются на расстояние до 600 м от железной дороги, что может наносить ущерб интересам смежных землепользователей.

В настоящее время отсутствуют сведения об уровне загрязнения и динамике накопления в различных регионов страны поллютантов, их дальнейшей трансформации. Не разработаны приемы рекультивации загрязненных почв, а также предупреждения от повторного загрязнения радионуклидами земляного полотна и полосы отвода в зонах радиоактивных бедствий.

Все большее значение приобретает вопрос об обеспечении экологической безопасности при различных видах хозяйственной деятельности.

Знание особенностей распространения, аккумуляции, воздействия загрязнителей в придорожных лесных насаждениях будет необходимо и для проведения экологической экспертизы при проектировании и строительстве новых железнодорожных линий. От этого будет зависеть выбор направления трассы, обоснование технических решений и использование определенных технологий при строительстве.

Подбор древесных и кустарниковых пород для формирования устойчивого лесного сообщества, установление необходимых конструктивных параметров насаждений, разработка технологий создания и восстановления насаждений, препятствующих дальнейшему перемещению загрязнителей - задачи, требующие решения в ближайшей перспективе.

 

Сайт управляется системой uCoz