ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИЗДЕЛИЙ

 

Лукаш А.А. (БГИТА, г.Брянск, РФ)

 

Ранее при централизованном управлении хозяйством, отсутствовала необходимость в большом ассортименте мебели. Изделие выпускалось в основном по рекомендациям и чертежам ВПКТИИМа без учета мнения покупателей и торговых организаций. При спросе, значительно опережающем предложение, у производителей не было заинтересованности в расширении и смене ассортимента выпускаемой продукции.

Однако, с открытием границ и появлением импортной мебели хорошего качества спрос на отечественную мебель резко упал.

Инфляция и ухудшение материального положения также отрицательно сказалось на покупательской способности населения. После выхода из состава объединения предприятие вынуждено самостоятельно решать вопрос выбора ассортимента и разрабатывать конструкторско-технологическую документацию.

Проектирование изделия производится в определенной последовательности, которая подразделяется на четыре операции:

1. Подготовительную функционально-аналитическую;

2. Художественно-конструкторского предложения;

3. Художественно-конструкторского проекта;

4. Реализации художественно-конструкторской разработки.

В подготовительной стадии изучается заранее направление проектирования, условия эксплуатации, параметры, основные характеристики изделия.

На второй стадии- изделие выражается художественно в графике с учетом функциональных размеров, унификации размеров щитов корпусной мебели.

На третьей стадии уточняют и завершают конструктивные размеры, составляют пояснительную записку.

На стадии рабочего проектирования изготавливают технологические чертежи всех деталей с участием технологов конкретного предприятия, соответствующих его возможностям, изготавливается опытный образец, проводится его испытания, вносятся коррективы.

Таким образом, по традиционной схеме проектированию изделий мнения покупателей учитывается только на последней стадии после изготовления опытных образцов. Однако проектировщикам не всегда удается правильно угодить и разработать изделие, которое пользовалось бы на рынке спросом.

Выпуск нового изделия связана с определенными затратами на технологическую и конструкторскую подготовку производства, сертификацию продукции и т.д. Производители мебели не всегда имеют достаточно опыта для правильного выбора ассортимента изделий. Ошибки при выборе изделия отрицательно сказываются на финансовом положении предприятия.

На ОАО «Брянская мебельная фабрика» к вопросам производства и выбора ассортимента подходили по традиционной схеме. В начале 90-х годов началось производство набора корпусной мебели «Элегия» с фасадом декоративного тиснения. В условиях ажиотажного спроса этот набор пользовался большой популярностью и производился в больших объемах. Но с появлением высококачественной импортной мебели, а также из-за ухудшения материального положения населения произошло снижение спроса и, как следствие, снижение объемов производства.

На предприятии предпринимались попытки по изменению ассортимента продукции, но в большинстве случаев это происходило за счет незначительного изменения продукции. Последняя разработка является также не совсем  удачной. Фасад изделия оформлен декоративными раскладками, что не соответствует современным тенденциям. Результатом неудачного подбора ассортимента является ухудшение финансового положения предприятия. Учет мнения покупателя на первой стадии проектирования помог бы избежать ошибок при выборе ассортимента продукции.

Изучения мнения покупателей и торгующих организаций можно проводить с использованием метода экспертных оценок при ранжировании. Исследование проводится следующим образом. На основе анализа каталогов различных видов изделий разрабатывается несколько вариантов конструкций наборов корпусной мебели. Покупателям, специалистам предприятия, торгующих организаций, высшего учебного заведения предлагалась анкета. Экспертов просили проранжировать наборы в порядке убывания предполагаемого покупательского спроса. Изделие, у которого сумма набранных рангов наименьшая, будет пользоваться наибольшим покупательским спросом. Степень согласованности мнений экспертов характеризуется коэффициентом конкордации. Для оценки значимости используется критерий Пирсона Х2. Мнения экспертов являются согласованными, если расчетное значение критерия Пирсона будет больше табличного.

Сайт управляется системой uCoz