ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ

 ИНЖЕНЕРНЫХ И НАУЧНЫХ  КАДРОВ ДЛЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА УКРАИНЫ

 

Криницкий Г.Т., Делеган И.В., Делеган И.И., Крамарец В.А.

(УкрГЛТУ, г.Львов, Украина)

 

Специалистов для всех отраслей лесного комплекса страны готовит единственное в Украине учебное заведение – Украинский государственный лесотехнический университет (УкрГЛТУ). Более чем столетний опыт позволяет коллективу университета, несмотря на отсутствие соответствующего финансирования, совершенствовать методы и формы подготовки инженерных и научных кадров, учитывая современные требования и необходимость интеграции в европейскую и мировую образовательные системы. 

В настоящее время сотрудниками университета установлены тесные связи с родственными университетами и факультетами Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Италии, Польши, России, Румынии, США, Словакии, Чехии и других стран. Реализация совместно с Бельгией, Германией и Италией европейского проекта     “ENARECO”  по программе  “TEMPUS-TACIS” открыла новые возможности для УкрГЛТУ:  учебно-научные стажировки профессорско-преподавательского состава; практики студентов, а также продолжение обучения на уровне магистра в университетах Гента, Падуи, Фрейбурга и других городов Европы.

Благодаря широким контактам с зарубежными вузами, в Львове создана первичная организация студентов-лесотехников, которая вошла в состав международной ассоциации IFSA, объединяющей молодежь около 40 стран мира. Студенты УкрГЛТУ, являясь членами Украинского общества охраны птиц, работают по Международной программе BirdLife International, “IBA – территории Украины”, собирают подписи под обращениями к Европейскому Парламенту и правительству Франции с требованиями соблюдения европейских Директив относительно охраны птиц и сокращения сроков охоты, принимают активное участие в международных профессиональных конкурсах и соревнованиях, на которых неоднократно занимали призовые места.

Однако дальнейшее расширение контактов и углубление сотрудничества между студентами, научными и педагогическими работниками из разных стран усложняется несогласованностью программ и учебных планов.

Сравнительный анализ показывает, что учебные планы подготовки инженерных и научных кадров лесотехнических вузов Европы могут существенно различаться между собой по многим показателям:  общему количеству учебных дисциплин, экзаменов, зачётов, наличием дисциплин свободного выбора студентов, объёмом часов, продолжительностью полевых практических занятий и практик, содержанием учебных курсов и т. д.

В настоящее время подготовка инженерных и научных кадров  в УкрГЛТУ включает три уровня: бакалавр, специалист, магистр. Срок  обучения бакалавра – 4 года, специалиста – 1 год и 4 месяца, магистра – 1 год. Учебные планы подготовки бакалавра включают два блока: нормативные дисциплины и дисциплины по выбору, которые занимают соответственно 65 и 35 % учебной нагрузки. В Украине в процессе обучения на бакалаврском уровне студенты лесохозяйственного факультета  изучают около 80 дисциплин, тогда как в Австрии, Германии, Польше, Венгрии и Чехии от 30 до 40. На Украине экзамены предусмотрены по 33 учебным дисциплинам, в то время как в Австрии по 16. Украинский студент имеет 45 зачётов, австрийский – 24. Пятая часть экзаменов и зачётов на Украине приходится на общественно-политические и социально-экономические дисциплины. Блок этих дисциплин включает: в Украине – 12 – 15, Австрии, Германии, Польше 1–2 учебных предмета.

Различия в количестве фундаментальных дисциплин в Украине и других странах Европы значительно меньшие и составляют по сравнению с Австрией и Венгрией – 1, Польшей и Чехией – 2, Германией – 4 учебные дисциплины. Чисто профессиональных дисциплин в Украине - 14, в Германии, Польше и Чехии по 8, в Венгрии – 7, в Австрии – 5.

В Австрии Польше и Словакии полевые практические занятия ведутся по 7 – 12 учебным дисциплинам, в Украине подобный блок дисциплин отсутствует вообще. Серьёзные различия существуют по объёму часов, которые отводятся на изучение каждой отдельной дисциплины. Например, изучение физики не предусмотрено учебными планами лесных факультетов Германии, Польши и Чехии. В Австрии на физику отведено 30, а в Украине 116 часов. Аналогичная ситуация с химией и рядом других дисциплин. Более чем полвека на лесохозяйственных факультетах Украины, как и всего бывшего СССР, не изучался курс "Лесная зоология". Только в последние годы с большим трудом пробивает себе дорогу цикл дисциплин, касающихся охотничьего хозяйства. Однако и сегодня общий объём часов, отведенных на изучение зоокомпонента леса и основ управления популяциями диких животных, во много раз меньше, чем в западноевропейских  университетах.

Для украинских вузов характерна также большая загруженность студентов аудиторными занятиями – в объёме 28 – 36 часов в неделю (лекции, лабораторные и практические занятия). В то же время студенты лесных факультетов Германии в аудиториях занимаются до 20 часов  в неделю, а на их самостоятельную подготовку отводится более 20 часов в неделю.

На уровень инженерной подготовки студентов существенно влияет педагогическая нагрузка преподавателя, которая на Украине в 3 - 6 раз выше по сравнению с родственными вузами Европы, а также уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава, который у нас в 10 - 100 раз ниже, чем в европейских высших учебных заведениях.

Решение существующих проблем будет способствовать повышению эффективности подготовки инженерных и научных кадров для лесного комплекса Украины, а также интеграции лесотехнического образования в европейскую и мировую системы подготовки специалистов.

Сайт управляется системой uCoz