УПРОЩЕННЫЙ МЕТОД РАСЧЕТА ЗНАЧЕНИЯ ИНДЕКСА ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Кожухар В.М. (БГИТА, г.Брянск, РФ)
В нормативно - инструктивных материалах по экономике природопользования [1, c. 340] предложено выражение для расчета значения индекса к базовым нормативам платы за загрязнение окружающей природной среды (1):
И={(У+У+У):(У+У+У)}*Д+(У:У)*Д+И*Д, (1)
где: И - значение индекса изменения платы за загрязнение окружающей природной среды (ОПС) в расчетном периоде (р), по отношению базисного (б), раз;
У, У - удельные капитальные вложения в расчетном (р) и базисном (б) периодах на единицу мощности очистных сооружений сточных вод (ОССВ), тыс. руб./тыс. куб. м в сутки;
У, У - удельные капитальные вложения в расчетном (р) и базисном (б) периодах на единицу мощности систем оборотного водоснабжения (СОВ), тыс. руб./ тыс. куб. м. сутки;
У,У - удельные капитальные вложения в расчетном (р) и базисном (б) периодах на единицу мощности газо-пылеулавливающих установок (гппу), тыс. руб. / тыс. куб. м. газа (воздуха) в сутки;
У,У- годовые затраты на НИР природоохранного назначения, приходящиеся на одного научного работника в год, тыс. руб. / чел. год.
И - значение индекса изменения минимального значения заработной платы (мззп) в расчетном периоде по отношению текущего, раз;
Д, Д, Д - доли затрат, осуществляемых из платежей за загрязнение ОПС, приходящиеся на капвложения (кв.), НИР и финансирование деятельности территориальных органов природоохраны (фдпо), доли единицы.
Приведенное выражение (1) представляет собой, по сути, сумму трех произведений индексов изменения затрат по основным направлениям природоохранной деятельности на доли этих направлений в общем объеме затрат. Такое выражение для определения значения индекса платы принципиально верно.
Однако ему присущ ряд недостатков. Рассмотрим их последовательно. Выражение в квадратных скобках, как отмечалось выше, представляет собой индекс изменения затрат по капитальным вложениям. Причем этот индекс, во-первых, бесструктурный. Он не отражает динамики видового (по направлениям: ОССВ, СОВ, ГПУУ) изменения затрат на КВ. Во- вторых, его значение на уровне региональных органов управления природоохранной деятельностью невозможно определить из-за отсутствия данных об удельных КВ в расчетном периоде (значения Уроссв, Урсов ,Ургпуу). Такой информацией, возможно, обладают проектные организации природоохранного направления, но не региональные органы управления. То же можно сказать и об индексе изменения затрат на НИР. Территориальные органы управления своими силами НИР практически не ведут, а трудоемкость заказных НИР им вряд ли известна. По этой причине определимость значения Урнир также сомнительна.
Значение индекса Иплр/б, определяемое по выражению (1), занижено, так как сумма долей трех отраженных им направлений использования средств заведомо меньше единицы {(Дркв+Дрнир+Дрфдпо)<1}.
Интересно также то, что основные платежи за загрязнение ОПС поступает от автомобильного транспорта. Между тем, практически никаких КВ, призванных минимизировать ущерб, наносимый выбросами автотранспорта, не осуществляется. В квадратных скобках формулы (1) такие КВ, естественно не находят отражения. Таким образом, средства владельцев автотранспорта, загрязняющих атмосферу, используются, например, на строительство очистных сооружений сточных вод. Возможно, что это в конкретных условиях разумно, но вряд ли логично.
Скорректированное выражение для индексации платы, учитывающее изложенные замечания и частично лишенное изложенных недостатков, может иметь вид:
Иплрб={Исмрр/б*Дркв+Имззпр/б* (Дрнир+Дрфдпо)}*{1:(Дркв+Дрнир+Дрфдпо)}, (2)
где: Исмрр/б - значение индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ (СМР) в расчетном периоде по отношению базисного, раз; обозначение остальных величин рекомендуемой формулы (2) аналогично формуле (1).
Достоинства и логика предлагаемого выражения состоят в том, что: - значение Исмрр/б может быть легко и оперативно получено по данным региональных центров ценообразования в строительстве (РЦЦС). Более точная, но значительно отличающаяся от Исмрр/б величина может быть получена по данным московской фирмы "Ко - инвест", а именно Иквр/б. Однако это менее оперативно и более дорого; - доли затрат на НИР и финансирование деятельности природоохранных органов (выражение в первых круглых скобках) сочтено правомерным сложить потому, что бюджетные научно-исследовательские организации, услугами которых, преимущественно пользуются природоохранные органы, в последнее десятилетие финансировалось только по статье "Заработная плата".
Пользуясь доступной информацией, и имея в виду, что базисной для индексирования платы за загрязнение является дата 1.01.1993 г., рассчитаем значение индекса Ипл2000/93.
Значение индекса Исмр2000/93 при этом предварительно определяется по информационно обеспеченному выражению (3):
Исмр2000/93= Исмр2000/84 : Исмр93/84, (3)
где: Исмр2000/84, Исмр93/84 - значение индексов изменения сметной стоимости СМР на 1993 и 2000 г.г. по отношению базисного, 1984 г.; эти значения без учета деноминации рубля составляют: 15550,0 (март 2000г.) и 75,2 (среднее значение между 60,0 - на конец 4 кв. 1992 г. и 98,4 на конец 1 кв. 1993 г.).
Таким образом, Исмр2000/93 = 15550,0:79,2=196,34 (раз).
Значение Имззп2000/93 , в свою очередь определяется, исходя из того, что МЗЗП на 1.01.1993 г. составляло 14620,0 тыс. руб., а на 1.01.2000 г. оно составляло 83,49 руб. При этом значение рассматриваемой величины равно: 83,49:14,62=5,71 (раз).
Если предположить значения Дркв=0,70; Дрнир=0,03; Дрфдпо=0,10, значение Ипл2000/93 составит: {196,34*0,70+5,71(0,03+0,10)}*{1,0:(0,70+0,03+0,10)}=165,82 (раз).
Полученное значение несколько больше чем вдвое превышает то, которое официально применяется территориальными органами управления природоохранной деятельностью, а именно, - 80,0.Столь значительное расхождение само по себе свидетельствует о наличии некой аномалии в методике или практике расчета значений рассматриваемого индекса, и о необходимости поиска путей ее преодоления.
Заключение
Предлагаемый способ определения значения индекса платы может успешно, со значительно меньшими, по сравнению с нормативными, затратами, применяется в природоохранной деятельности.
1. Экономика природопользования: аналитические и нормативно - методические материалы. 2-е издание, доп./ Мин природы РФ. - М.: 1994.-471 с.