ТЕХНОЛОГИЯ СКРОСТНОЙ ЦЕМЕНТАЦИИ НА ОСНОВЕ ОТХОДОВ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА
Голован А.Е., Моисеенко А.И. (МГСУ, г.Москва, РФ)
Различные детали строительно-дорожных машин работают в условиях изнашивания при высоких контактных нагрузках – зубчатые колеса, направляющие и поддерживающие ролики роторных экскаваторов, кулачковые устройства, а также контактирующие детали внутренних центраторов, применяемых при монтаже труб магистральных трубопроводов. При этом давления, возникающие, например, в контактируемых деталях внутренних центраторов, достигают 2000 МПа, что обусловливает их недостаточную износостойкость.
В МГСУ проводились научно-исследовательские работы по повышению долговечности данных деталей. Анализ условий работы этих деталей выявил, что причиной потери их работоспособности в зависимости от условий работы является абразивное изнашивание либо сильное адгезионное взаимодействие и в некоторых случаях смятие. Очевидно, что эти детали должны обладать – с одной стороны высокой поверхностной твердостью, а с другой – способностью к значительным деформациям без разрушения. Такие возможности может обеспечить применение упрочнения поверхностного слоя глубокой цементацией с термоциклированием, обеспечивающим получение структуры с избыточными карбидами цементитного типа глобулярной формы. Такая структура повышает поверхностную твердость и стойкость против адгезии и требует насыщения поверхности углеродом до получения карбидной фазы, соответствующей ее содержанию в чугунах и ледебуритных сталях, а для увеличения конструкционной прочности деталей в процессе исследований принято целесообразным примененеие сталей марок 40Х, 30ХГСА, 50ХФА, 12ХН3А, 12Х2Н4А, 18Х2Н4ВА, которые обладают достаточно высокой прокаливаемостью. Варьируя количество термоциклов процесса цементации, возможно получить упрочненный слой с различным размером глобулей и их разным объемным содержанием при заданной (в зависимости от условий эксплуатации) глубине упрочненного слоя. Отсюда возникает необходимость для ряда деталей применения глубокой цементации – до 2…6 мм. Проводимые в данных исследованиях процессы глубокой цементации осуществлялись в твердых карбюризаторах и требовали, естественно, длительного времени выдержки.
Как известно, широко применяемые для цементации в твердой среде карбюризаторы согласно ГОСТ2407-77 содержат древесный уголь и ускоряющие добавки. Древесный уголь, как основной источник углерода при цементации, имеет существенный недостаток – низкую активность по сравнению с активностью в момент его непосредственного приготовления. Исходя из этих соображений в МГСУ разработан процесс скоростной цементации в древесных опилках (в качестве основы карбюризатора), в котором образование насыщающего углерода происходит непосредственно во во время процесса цементации (А. с. 1071664 – БИ1984 – N5). Активность такого углерода, определенная по методам, описанным в литературе по термодинамике железо-углеродистых сплавов более чем в 3 раза выше по сравнению с активностью в стандартном карбюризаторе. Эффективность разработанной технологии скоростной (глубокой) цементации для стали 40Х представлена в табл. 1.
Таблица 1 – Режимы цементации
Параметры |
Процесс цементации |
|
Скоростной |
Стандартный |
|
1. Температура нагрева, °С. |
900 – 950 |
900 – 950 |
2. Время выдержки, ч. |
3…4 |
20…24 |
3. Глубина цементованного слоя, мм. |
2…2,5 |
2…2,2 |
Необходимо отметить, что при скоростной цементации увеличение времени цементации более указанного в таблице не приводит к существенному увеличению глубины цементованного слоя. Однако при продолжении процесса в новой партии древесных опилок происходит как дальнейшее увеличение глубины слоя, так и рост размеров глобулей цементитного типа в слое. Этот процесс (с заменой древесных опилок) идентичен процессу термоциклирования при цементации в стандартном карбюризаторе (при существенном сокращении времени).
Проведенные на машине МИ–1М испытания деталей, подвергнутых цементации в скоростном карбюризаторе, показали их большую износостойкость при высоких контактных давлениях по сравнению с объемной закалкой, закалкой ТВЧ, цементацией в газовой среде и борированием.
При этом допустимые контактные давления при скоростной цементации достигают 1800 МПа, при цементации в газовой среде 1600 МПа, при объемной закалке с низким отпуском 1300 МПа. Борированные и закаленные с нагревом ТВЧ детали допускают значительно меньшие давления, вследствие разрушения тонкого упрочняющего слоя. Это обусловливается большим градиентом твердости по толщине слоя. В случае скоростной цементации распределение содержания углерода и соответственно твердости по глубине упрочненного слоя благоприятнее (табл. 2.).
Таблица 2 – Глубина упрочненного слоя
Глубина слоя, мм |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,75 |
1,0 |
1,25 |
1,5 |
1,75 |
2,00 |
2,25 |
2,5 |
% С |
1,19 |
1,18 |
1,16 |
1,15 |
1,16 |
1,02 |
0,95 |
0,88 |
0,82 |
0,73 |
0,68 |
0,65 |
0,6 |