ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЧВ

НА БЫВШИХ СЕЛЬХОЗУГОДИЯХ

 

Шутов В.В. (КГТУ, г.Кострома, РФ)

 

         В Костромской области за последние 15 лет площадь сельскохозяйственных земель уменьшилась более чем на 90 тыс.га. Основная причина убыли сельхозугодий - это зарастание их лесом.   

         Цель наших исследований - выявить особенности  формирования гумусового горизонта почвы в зависимости от облесения разных типов сельхозугодий.

         Исследования проведены в Кологривском, Кадыйском, Островском, Судиславском и Солигаличском районах Костромской области в 1998-2000 гг. Анализ истории природопользования в этих районах показал ее интенсивный характер, который привел к сильной трансформации лесной растительности, особенно в южных районах области - Кадыйском, Островском и Судиславском. Эта трансформация заключалась в том, что сократилась общая площадь лесов, произошла фрагментация лесных участков, в лесах были практически полностью уничтожены наиболее ценные широколиственные виды древесного яруса и подлеска (дуб, липа) и соотношение  древесных видов изменилось в пользу мелколиственных пород (осины, березы). Все это отразилось  как на составе и структуре лесов, так и на формировании в них гумусового горизонта почв, но особенно сильные изменения почв произошли в результате их распашки и сельхозосвоения.

         С 1918 г. в области стал заметен процесс зарастания лесом сельскохозяйственных земель, когда прекратили свое существование многие хуторские хозяйства, а земли их или заращивались лесом, или в лучшем случае оставлялись под сенокосы и пастбища. Облесение территории области усилилось в период коллективизации и особенно в связи ликвидацией “неперспективных” деревень в 70-х годах. В результате значительные площади современных лесов произрастают сейчас на бывших сельхозугодиях - пашнях, сенокосах и пастбищах.

         Проведенные нами исследования почвенного покрова лесов Костромской области показали, что эти леса характеризуются малой мощностью гумусового горизонта и долго сохраняющимся пахотным горизонтом. Как известно, образование гумусового горизонта очень длительный процесс, зависящий от типа леса, рельефа, климата и антропогенного вмешательства. В целом выявленная нами в лесах области мощность гумусового горизонта варьировала от 0.5 до 25 см. Причем показатель выше 15 см отмечен только в первобытном ельнике кислично-щитовниковом  на территории Кологривского района, который в настоящее время выделен в особо охраняемый ландшафтный участок коренных еловых лесов подзоны южной тайги. В основном преобладали (в 90% случаев) показатели мощности гумусового горизонта в диапазоне от 1 до 5 см. Это несомненное свидетельство того, что подавляющая часть лесов сформировалась на сельхозугодиях, и за прошедшие 60-80 лет еще не успел образоваться более мощный слой гумуса.

         Среди заросших лесом сельхозугодий бывшие пашни составляют около 10, сенокосы - 70, пастбища - 20%. Удалось проследить, что мощность гумусового горизонта наибольшая (4-7 см) на бывших сенокосах, несколько меньше (3-5 см) на бывших пастбищах и самая небольшая (0.5-3 см) на бывших пашнях. Интересно, что земли никогда ранее не входившие в сельхозоборот, например, из-за неудобства обработки на крутых склонах и небольших террасах моренно-камовых и холмисто-грядовых ландшафтов, имеют мощность гумусового горизонта от 7 до 15 см в зависимости от режима проведенных в них рубок.

         Кислотность гумусового горизонта в обследованных насаждениях варьировала в больших пределах - рН(водн.) колебался от 4.0 до 7.6, т.е. от сильно кислых до слабо щелочных почв. Сильно кислые почвы были характерны для заболоченных и  некоторых еловых насаждений, особенно сформировавшихся на сильно оподзоленных пашнях.

         Прослеживается ясная тенденция снижения кислотности гумусового горизонта почвы по мере выхода известковых горных пород на дневную поверхность. Слабо щелочная реакция почвенного раствора с рН = 7.6 отмечены при залегании известковых туфов на глубине 40 см, где они образуют открытые обнажения по берегам реки Светлицы (Солигаличский район). Вода родников в этих местах имеет рН равную 7.3, вода в самой реке Светлице - 6.8.

         В поймах малых рек кислотность гумусового горизонта оценивалась нами через состав растительного покрова (Цыганов,1983) и непосредственным измерением рН. Оказалось, что при непосредственном измерении почва в поймах имеет более низкие показатели рН (4.0-5.5), чем при оценке через состав растительного покрова (рН= 6.5-7.0). На данном этапе исследования мы выдвинули гипотезу антропогенно обусловленного закисления пойменного аллювия. Скорее всего, это происходит в результате смыва с водоразделов почв, трансформированных многократной распашкой и, возможно, внесением удобрений.

         В пользу этой гипотезы можно привести три аргумента. Во-первых, основные почвообразующие породы (покровные суглинки) даже сформировавшись на бескарбонатной морене на глубине 80-100 см имеют относительно высокие значения рН (5.3-6.5).Следовательно, закисление гумусового горизонта может быть связано как с влиянием растительного покрова (елового), так и антропогенными воздействиями. Однако, ель в поймах встречается редко, а закисленность отмечена и под лиственными породами. Во-вторых, в пользу нашей гипотезы говорит резкое несоответствие закисленного аллювия и уровня рН водотока, который соответствует нейтральной или слабощелочной реакции (7.5-8.3). В-третьих, сам состав растительности поймы, как уже отмечалось, соответствует более высоким показателям рН (6.5-7.0).

Сайт управляется системой uCoz