ПОВЫШЕНИЕ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ, ИЗГОТАВЛИВАЕМЫХ ИЗ ПРЕССОВАННОЙ ДРЕВЕСИНЫ  

 

Анисова Е.В. (БГИТА, г.Брянск, РФ)

 

Для современной промышленности весьма актуально проблема замены дорогостоящих изделий из цветных  металлов  и  сплавов  на конструкции, изготовляемые из экологически безопасных высоко работоспособных и относительно дешевых материалов.

Поэтому в последнее время большое внимание уделяется вопросам модифицирования древесины, которое в существенной степени улучшает её эксплуатационные характеристики. Модифицированная методом прессования древесина может быть использована в качестве конструкционного материала при изготовлении подшипников скольжения для нагруженных  узлов  трения. Ранее выполненные исследования показывают, что такие подшипники обладают высокой износостойкостью, способны гасить вибрации подшипникового узла и перспективны в усовершенствовании за счет технологического управления свойствами древесных материалов и введения в конструкцию подшипников дополнительных элементов, позволяющих повысить их работоспособность.

Однако эти возможности из-за недостатка и экспериментальных данных не используются в полной мере, что резко ограничило применение модифицированной древесины в промышленности и, в частности, в машинах и оборудовании лесного комплекса – направляющих в лесопильных рамах, ленточнопильных станках, подшипниковых узлах и др.

Немаловажным является также совершенствование технологических процессов изготовления элементов подшипниковых узлов, направленных на повышения их качества и производительности процессов прессования . Последнее наиболее целесообразно осуществить посредством увеличения скоростей прессования, что позволяет наряду с увеличением производительности, повысить прочность изготовляемых деталей. Кроме этого, на износостойкость деталей существенное влияние оказывает возраст насаждений, из которых производился отбор образцов. При этом древесина 1 и 2 классов возраста оказалась оптимальной.     

Исследуя сопротивление изнашиванию подшипникового узла как  в условиях трения без смазки, так и при изнашивании  абразивно-масляной прослойкой, установлено, что перспективными для использования в подшипниках скольжения машин лесного комплекса являются вкладыши, полученные методом контурного прессования из древесины березы  повислой (Betula pendula) в возрасте технической спелости, вырезанной из  первой  трети хлыста.

Для дополнительного повышения износостойкости было предложено осуществлять контурное прессование образцов  с неравномерной степенью упрочнения поверхности изнашивания и созданием регулярного рельефа на рабочих поверхностях с углублениями ромбовидной и гексагональной формы. В качестве одного из возможных вариантов создавались полусферические изолированные углубления, расположенные по винтовой линии. Во впадинах рельефа могут быть размещены либо вставки из антифрикционных сплавов, либо они заполняются этим материалом путем термической металлизации. В этом случае в поверхностном слое создается композиция, позволяющая в значительной степени повысить износостойкость формируемых поверхностей трения. В наших дальнейших исследованиях предполагается изучить износостойкость такого рода поверхностей с учетом свойств исходной древесины и материала наполнителя.

Сайт управляется системой uCoz