ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫВОЗКИ СОРТИМЕНТОВ

В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

 

Смирнов М.Ю., Андрианов Ю.С. (МарГТУ, г. Йошкар–Ола, Россия)

 

On the basis of local relief study, road building conditions and state and autotrains forming schemes truck, autotrain composition and loading implement have been chosen, operation characteristics and economic efficiency of timber selfloading autotrains performance have been determined.

 

В последние годы в республике лесопромышленные предприятия и лесхозы увеличивают объем заготовки лесоматериалов по сортиментной технологии. Для погрузки и вывозки сортиментов широко используются автопоезда с навесными гидроманипуляторами. При этом наиболее распространенной схемой автопоезда является автомобиль + роспуск. Анализ работы этих поездов в различных предприятиях республики выявил следующие основные недостатки: чрезмерная перегрузка коника автомобиля; значительная недогрузка коника роспуска; малая грузовместимость поезда; неэффективное использование силы тяги автомобиля; снижение полезной нагрузки на рейс по сравнению с вывозкой хлыстов.

На основе всестороннего анализа возможных схем комплектования автопоездов сортиментовозов установили, что наиболее перспективной схемой следует считать автомобиль + прицеп. Основные преимущества этой схемы: большая грузовместимость; возможность обеспечения значительных полезных рейсовых нагрузок; более полное использование силы тяги тягача; обеспечение средних значений величины коэффициента тары автопоезда; возможность простого регулирования полной массы поезда и нагрузки на рейс сменой прицепов разной грузоподъемности при изменении дорожных условий.

Изучение рельефа местности в республике, условий прокладки дорог и их состояния позволило сделать вывод, что для вывозки сортиментов непосредственно с лесосек по грунтовым дорогам следует использовать полноприводной автомобиль типа КамАЗ–43105. При этом крайне желателен длиннобазный полноприводной автомобиль. В качестве основного прицепа к нему следует использовать МАЗ–83781 грузоподъемностью 142 кН. Рекомендуемый автопоезд полностью отвечает требованиям Правил дорожного движения и беспрепятственно может ездить и по дорогам общей сети. Это позволит вывозить лесоматериалы не только на склад предприятия, но и во двор потребителя.

Для обеспечения самозагрузки автопоезда сортиментами на нем должен быть смонтирован гидравлический манипулятор. В этих целях можно использовать отечественные манипуляторы типа СФ–65С, ЛВ–185, ПЛ–70 и другие. Погрузочный механизм на автопоезде может быть установлен в задней части автомобиля или в передней части прицепа. Эти варианты неравнозначны, так как обеспечивают разные рейсовые нагрузки. Установка манипулятора на транспортную единицу требует снизить ее грузоподъемность для сохранения величин осевых нагрузок.. Размещение погрузочного механизма на прицепе в его передней части наиболее выгодно. Возможная полезная нагрузка при этом увеличивается на 1,9 м3 или на 8,7% по сравнению с размещением манипулятора в задней части автомобиля.

Определена экономическая эффективность вывозки лесоматериалов самозагружающимися поездами. В качестве базового варианта принят этот же автопоезд КамАЗ–43105 + МАЗ–87781, но без навесного манипулятора. Его рейсовая нагрузка составляет 26,5 м3 и превышает аналогичный показатель самозагружающегося автопоезда на 2,7...4,6 м3 в зависимости от места установки манипулятора. В качестве погрузочно-разгрузочных механизмов в базовом варианте приняты самоходный лесопогрузчик ПЛ–1В и кран башенный КБ–572. При этом затраты на лесопогрузку в экономических расчетах учтены полностью, а затраты на крановое хозяйство – пропорционально времени его занятости на выгрузочных операциях.

Экономические исследования работы самозагружающихся автопоездов показали следующие положительные качества их использования: повышение производительности труда в 1,3¸2,7 раза; снижение объема инвестиций,  эксплуатационных и приведенных затрат при расстояниях вывозки лесоматериалов до 70¸90 км в зависимости от состава поезда и его рейсовой нагрузки; сокращение потребности в машинах и механизмах, в рабочих и требуемом фонде оплаты труда. Отрицательные моменты: увеличение капитальных, эксплуатационных и приведенных затрат при больших расстояниях вывозки; увеличение потребности в топливно-смазочных материалах; возрастание коэффициента тары автопоездов.

Расчетный годовой экономический эффект применения проектируемых самозагружающихся автопоездов в условиях Республики Марий Эл составляет 515...115 тыс. рублей в зависимости от расстояния вывозки лесоматериалов в расчете на 10 тыс. м3.

Учитывая структуру лесозаготовок в республике и сложившиеся расстояния вывозки лесоматериалов, использование для погрузки и транспортировки сортиментов самозагружающихся автопоездов следует считать перспективным и экономически оправданным. Лишь перевозку лесоматериалов во двор потребителя на расстояния, превышающие 70...90 км, рекомендуется производить автопоездами без навесных погрузочных механизмов.

 

Сайт управляется системой uCoz