К ОБОСНОВАНИЮ ТИПАЖА ПРИЦЕПНОГО ТРЕЛЕВОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ КОЛЕСНЫХ МАШИН КЛ. 1,4 – 2

 

Симанович В. А., Смеян А. И., Клоков Д. В., Субоч С. Г.

(БГТУ, Минск, Республика Беларусь)

 

Problem of design and production new tractors and wheel skidders for forest conditions of Repubic of Belarus is sharp today. This problem can decided in main by means design diversity new aggregates and models of tractors on the base of existing models.

 

Создание принципиально новых лесных колесных машин является дорогостоящим процессом по времени и затратам ввиду конструктивных особенностей и специфических условий их эксплуатации в лесу. Предприятия Республики Беларусь производят заготовку древесины лесозаготовительной техникой, ресурс которой практически выработан.

На государственном уровне стоит вопрос создания специального лесного оборудования для машин Минского тракторного завода.

Прежде всего проблема эта вызвана тем, что в лесхозах процессы лесозаготовок занимают меньше половины объема работ выполняемых тракторами. Их использование на пахоте, подготовке почвы, внесение удобрений, посадке саженцев и других видах работ не позволяют по экономическим соображениям иметь в хозяйстве ряд модификаций техники общего и лесного назначения.

Решение проблемы по созданию лесного колесного трактора прежде всего связано с созданием лесной модификации трактора. Создание такой модификации колесного трелевочного трактора идет по пути модульного совершенствования систем и узлов базовой машины. В большинстве своем такие машины имеют конструктивные изменения в ходовой части, касающиеся установки специальных шин, применение полурамного остова с шарнирным соединением, отсутствие рессорной подвески, изменение передаточных чисел в коробке передач, рулевом управлении, гидравлической системе и других узлах. Такой путь создания лесных машин считается самым приемлемым и наименее дорогостоящим.

Модульный принцип создания специальных лесных машин ТТР-401 и ТТР-402 был положен на Минском тракторном заводе. Машины, создаваемые таким путем должны быть универсальными. Понятие универсальности включает рассмотрение технологических возможностей применения колесных тракторов на работах сельскохозяйственного и лесного назначения.

В связи с этим, созданное чокерное и безчокерное трелевочное оборудование для тракторов МТЗ ограничивает круг использования базовой машины на других видах работ, что не всегда удовлетворяет эксплуатационников и приводит к ограниченному использованию данных тракторов.

На наш взгляд, перспектива создания новых трелевочных машин будет реальной тогда, когда начнется выпуск прицепного трелевочного оборудования по типу прицепных сельскохозяйственных орудий и агрегатов.

Применительно к тракторам кл. 1,4  2, на наш взгляд, должен разрабатываться и внедрятся ряд прицепных трелевочных приспособлений, которые послужат базой для создания и совершенствования оборудования с целью отработки их оптимальной конструкции для различных условий эксплуатации.

Компоновочные предложения по конструктивным схемам прицепного технологического оборудования следующие:

1. Прицепное технологическое оборудование, смонтированное на раме, включающее стойку, стрелу с захватом и гидравлическим приводом. Рама соединена с осью на которой установлены колеса. Соединение гидравлической системы базовой машины с гидравликой оборудования осуществляется при помощи специальных шлангов. Соединение прицепного трелевочного оборудования с трактором может осуществляться по известным схемам сцепки. Основные компоновочные параметры прицепного оборудования такого типа находится в пределах: расстояние от задней сои трактора до оси оборудования составляет 2,6 – 3,1 м; длина стрелы 1,6 – 3,2 м; масса оборудования 600 – 800 кг.

2. Прицепное технологическое оборудование состоящее из рамы, имеющей связь с колесами через ось. На раме крепится лебедка с канатом, смонтирована стойка с блоком. Такой вариант оборудования может иметь небольшой гидроуправляемый щит, служащий ограждением. Привод лебедки осуществляется от ВОМа, а управление из кабины трактора. Основные компоновочные параметры такого оборудования находятся в пределах: расстояние от задней сои трактора до оси оборудования 2,4 – 2,9 м; высота стойки 0,6 – 1,1 м; канатоемкость барабана 18 – 20 м; масса оборудования 500 – 700 кг.

3. Прицепное технологическое оборудование состоящее из рамы на которой установлена гидроуправляемая стойка со стрелой и захватом. Ходовая часть имеет по две оси с колесами, расположенными одна за другой и соединенных балансирно. Основные компоновочные параметры такого оборудования находятся в пределах: расстояние от задней сои трактора до оси балансира 2,7 – 3,1 м; длина стрелы 1,6 – 2,2 м; масса оборудования 700 – 900 кг.

4. Прицепное технологическое оборудование состоящее из рамы, имеющей связь с парой колес, объединенных балансирно через оси. Предлагаемый вариант оборудования содержит лебедку с канатом перекинутым через стойку и устройство для удержания деревьев на раме. Основные компоновочные параметры такого оборудования находятся в пределах: расстояние от задней сои трактора до оси балансира 2,6 – 3,1 м; высота стойки 0,6 – 1,1 м; канатоемкость барабана 18 – 20 м; масса оборудования 600 – 800 кг.

Рассматриваемые варианты типажа прицепного технологического оборудования для колесных тракторов кл. 1,4 – 2 являются на наш взгляд основными. В развитие предложенных компоновочных схем могут быть предложены промежуточные, включающие такие конструктивные изменения как наличие привода, шарнирной рамы, изменение конструкции технологической оснастки на раме. Изменение компоновочных схем, связанное с увеличением массы конструкции нежелательно ввиду ограниченных тяговых возможностей тракторов кл. 1,4 – 2.

Предлагаемые конструкции прицепного технологического оборудования могут быть спроектированы и созданы в условиях лесозаготовительных предприятий.

Сайт управляется системой uCoz