МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕСУРСА И ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЕЖНОСТИ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОЛЕСОВОЗОВ С УЧЕТОМ РЕЖИМА РАБОТЫ

 

Шоль Н.Р., Кучерявый В.И., Будевич Е.А. (УхтГТУ, г. Ухта, Россия)

 

The task of forecasting consists in a prediction of a resource and metrics of a reliability of details of the engine of auto timber carrying vessels in view of modes of operations and conditions of maintenance, which is defined on the basis of new scientific results on tribologation of a reliability of details of machines and determined formulas of an estimation of a resource on a criterion of a wear.

 

Ресурс деталей двигателя автолесовозов на 70% определяется износом. Задача прогнози­рования заключается в предсказании показателей надежности деталей двигателя с учетом режимов работы и условий эксплуатации. Эту информацию невозможно полу­чить сбором статистических данных по отказам, поэтому применяем компьютерное моделирование. В отношении интенсивности изнашивания деталей выделим четыре типичных режима работы двигателя: легкий (равномерное движение автомобиля), средний (неравномерное движение автомобиля), тяжелый (запуск двигателя) и весьма тяжелый (движение автомобиля по запыленным дорогам).

В связи с многообразием факторов, влияющих на износ, по совокупности однотип­ных деталей ресурсы на выделенных режимах величины случайные и подчинены различным статистическим распределениям. На практике имеет место сочетание типичных режимов.

Ставится задача найти вероятностное распределение ресурсов. Данный случай не поддается аналитическому решению, поэтому при­менен численный метод - компьютерное статистическое моделирование. Вычислительная программа написана на языке Quick-Basic. Сначала с помощью оператора RND(x) генерируется последовательность статистически независимых случайных чисел , равномерно распределенных от 0 до 1. Затем попарно вычисляется последовательность нормированных нормальных случайных чисел  и находятся возможные значения ресурсов на каждом типичном режиме двигателя по логнормальному распределению.

На основании данных по лесозаготовительным предприятиям  смоделированы две случайные числовые последо­вательности, которые проверяем на согласие по критерию Пирсона  по различным теоретическим распределениям. Наи­большая вероятность согласия Р в обоих вариантах получена для логнормального распределения, она выше допускаемой 0,05.

По этим данным вычислена плотность вероятности логнормального распределения обобщенного ресурса p(L0) и выполнен прогноз показателей надежности деталей двигателя для середины интервалов наработки L0 (тыс. км): функцию распределения F(Lo), вероятность безотказной работы R(Lo) и интенсивность отказов h(Lo).

По данной методике разработан каталог дифференци­рованных по условиям эксплуатации норм расхода запасных частей для двигателей автолесовозов МАЗ-509А. Представленный алгоритм при­меняли для прогноза показателей надежности деталей двигателя ЯМЗ-238М2, установленного на новых специализированных автолесовозах - тягачах МАЗ-5434 в составе с прицепом-роспуском МАЗ-9008.

 

Сайт управляется системой uCoz