Конкурентоспособность товаров – фактор Развития лесного экспорта

 

Шмулев Г.А., Кожемяко Н.П. (БГПУ, БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

Высокая конкурентоспособность лесоэкспортных товаров является единственным способом развития лесного экспорта России на мировом рынке.

Конкуренция – одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Она обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.

Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс ценовых (экономических), потребительских и качественных (технических) характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешнем рынке, т.е. преимущество этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров аналогов.

Оценка конкурентоспособности товаров определяется с помощью показателей уровня конкурентоспособности по техническим (Кт.п.) и экономическим (Кэ.п.) параметрам и на их основе определяется интегральный показатель (Кк):

                                            

         Показатель Кк является обобщающей численной характеристикой конкурентоспособности изделия. Если Кк < 1, то анализируемое изделие уступает образцу по конкурентоспособности, если Кк > 1, то превосходит. При равной конкурентоспособности Кк = 1.

Поскольку лесные товары относятся к сырьевым, то при оценке их конкурентоспособности, целесообразно невыделение лесных товаров в отдельную категорию. Специфика сырьевых товаров заключается в том, что их потребительский эффект находит концентрированное выражение в продукте их переработке в процессе производственного потребления. Поскольку сам продукт переработки сырья становится товаром и реализуется по цене, превышающей совокупные затраты на его производство, возникает принципиальная возможность использования в целях оценки конкурентоспособности такого показателя потребления сырья, который синтезировал бы в себе все его потребительно-стоимостные и экономические параметры. От качества сырьевого товара зависит как цена его потребления, так и качество продукта переработки, получаемого из единицы используемого сырья. В тоже время экономический эффект производственного потребления (ЭЭПП) находится в обратной зависимости от чисто экономических характеристик сырьевого товара.

Расчет показателя ЭЭПП (КЭЭПП), представляющего собой результирующую величину экономических и технических параметров анализируемого сырьевого товара, осуществляется путем деления выручки от реализации продукции переработки единицы использованного сырья на цену потребления последнего:

                                           

где  Ррр – выход продукта переработки из единицы сырья; Арр – цена продукта переработки; С   - цена потребления сырья.

Отношение КЭЭПП рассматриваемого товара к аналогичному показателю по товару-конкуренту является показателем уровня конкурентоспособности данного товара.

С целью улучшения конкурентоспособности лесоэкспортных товаров на мировом рынке необходимо:

-                     повышение качества сырья;

-                     обеспечение качественной сортировкой;

-                     внедрение оборудования с более точной степенью обработки, на предприятиях выпускаемых лесоэкспортную продукцию;

-                     повышение качества сушки;

-                     совершенствование методов в отгрузке с применением современных средств упаковки, обвязки и др.

 

Сайт управляется системой uCoz