ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА

В СЕЛЬСКИХ ЛЕСАХ

 

Мурахтанов Е.С. (БГИТА, Брянск, РФ)

 

In-depth study of problems of forestry as a whole and agricultural forests in particular. The role of agricultural forests for the agricultural sires is rotined. The pathes of escaping of the built situation are indicated and the concrete guidelines are given.

 

В числе важнейших проблем современной экономики России стоит всемерный подъем сельскохозяйственного производства. Немаловажную роль в этом могут играть сельские леса, переданные в безвозмездное пользование сельским производителям (колхоза, совхозам, товариществам, акционерным обществам,  кооперативам, фермерским обществам, другим формированиям). В России таких лесов около 43 млн.га, а с учетом притундровых объектов 128 млн.га.

Реорганизация сельского хозяйства последних лет привела к тому, что вся ранее существовавшая нормативная база по сельскохозяйственным лесам оказалась не пригодной к для дальнейшего использования в современных условиях. Возникла необходимость в разработке нового положения об этих лесах и нормативных документов по ведению хозяйства в них с учетом усложнившихся требований сельскохозяйственного производства. Однако идет лишь полемика о правомерности существования таких лесов или кому подчинить управленческих процесс хозяйствования в них. При этом забывается то, что само выделение сельскохозяйственных лесов является своего рода дотацией государства сельскому производителю.

О целесообразности и эффективности такой дотации свидетельствуют показатели целенаправленного использования сельских лесов: они служат источником удовлетворения потребностей сельхозпроизводства, местных сельских учреждений (больниц, школ, детских учреждений и т.п.) и населения в древесине для строительных, ремонтных, отопительных и многих других целей; велико комплексное природоохранное, рекреационное и защитное значение этих лесов, а также как источника недревесных ресурсов леса и проявления иных полезных свойств. При этом  лесное хозяйство необременительно для сельхозпроизводителя.

Однако в некоторых газетах были выступления, ратующие за изъятие этих лесов у сельских производителей, тенденциозно раздувая противоречивость взаимоотношений общегосударственных и сельских лесоводов. А следовало бы обратить внимание на более важные, негативно сложившиеся проблемы в лесном комплексе страны. Назовем лишь некоторые из них.

Так, расчетная лесосека (среднегодовой размер пользования древесиной) по стране составляет более 500 млн. кубометров, а работники леса реализуют только пятую часть ее. При этом среднегодовой прирост древесины (урожай ее) в лесах страны около 900 млн. кубометров. Ежегодно лишается страна не только необходимой народному хозяйству древесины, но и надежного источника пополнения средств государственного золотого фонда за счет резкого снижения экспорта лесной продукции. Увеличиваются площади перестойных лесов. А ведь совсем недавно только силами лесоводов системы Гослесхоза ежегодно заготавливалось почти 100 млн. кубометров древесины. При этом ранее мощная  лесная промышленность страны влачит гибельное состояние, хотя недавно материально-технический уровень лесного комплекса позволял добывать почти 400 млн. кубометров древесины.

Сложившееся положение повлекло за собой огромное количество лесных пожаров, а также повреждение вредителями и болезнями лесов из-за того, что средств от реализации различных ресурсов леса страна на лесозащиту получает мало. Поэтому только совместными усилиями всех работников леса можно поднять уровень хозяйствования во всех лесах, не снижая помощи и сельскому производителю. При этом меры помощи им определены действующим Лесным Кодексом России, «Положением об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизведения лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций», «Рекомендациями по ведению лесного хозяйства на участках лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование», утвержденными Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 17.03.2000 г.

Неудовлетворенность сельского производителя остается еще из-за того, что не все его потребности покрываются имеющимся лесным фондом. Поправить такое положение можно путем увеличения площади лесов для сельхозпроизводителя с помощью предлагаемой нами методики определения сельских хозяйств в лесных площадях.

В сельских лесах нередко происходят и другие противоречия (в способах рубки, очистке лесосек, лесовосстановлении, уходе за лесом, мелиорации лесных земель, лесозащите и др), которые могут быть сняты, если будут незамедлительно разработаны для этого соответствующие нормативные документы (Правила, Рекомендации, Инструкции) по разным видам лесохозяйственной деятельности, согласованные руководством Рослесхоза и Минсельхозпрода страны.

Надежными исполнителями механизма организации и ведения хозяйства в сельских лесах зарекомендовали себя межхозяйственные лесхозы. Сейчас 715 сельских лесхозов в 40 управлениях сельскими лесами. Кстати первые такие предприятия в 1963 появились в Брянской и Калужской областях.

Серьезным положительным фактором в организации работ сельских лесоводов стало создание единой системы управления хозяйством в сельских лесах при Минсельхозпроде России. Это позволит охватить вниманием все сельские леса; до сих пор до 10% бывших сельхозлесов не охвачено соответствующим вниманием, включая обоснование расчетных лесосек и т.п. Не определены до сих пор и экономические показатели хозяйства в сельских лесах, среди которых главными являются -  насколько эффективно сельские лесхозы удовлетворяют потребности различных сельских производителей в лесных ресурсах.

 

Сайт управляется системой uCoz