ЗАЩИТНОЕ ЗАЗЕМЛЕНИЕ ОПОР КОНТАКТНОЙ СЕТИ С ПОМОЩЬЮ СТАЛЬНОГО ЗАЗЕМЛЯЮЩЕГО УСТРОЙСТВА ВМЕСТО ГРУППОВОГО ЗАЗЕМЛЕНИЯ ОПОР ТРОСОМ ИЗ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

 

Кузнецов К.Б., Павлов В.В. (УрГУПС, г.Екатеринбург, Россия)

 

В УрГУПС совместно Южно-Уральской ж.д. разработана система защитного заземляющего устройства и защиты опор контактной сети электроустановок железнодорожного транспорта от коррозии с помощью применения стального заземляющего устройства вместо группового заземления опор тросом из цветных металлов (см. рисунок, где пунктиром показаны новые элементы устройства).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципиальная схема системы включает следующие основные элементы тяговые подстанции 1 и контактную сеть межподстанционной зоны 2, изоляцию контактной сети 3, электрический локомотив 4, заземляющий (отсасывающий) фидер 5, дроссель-трансформатор рельсовой цепи 6, поляризующие (дренирующие) диодные блоки 7, протяжённый заземлитель 8, опоры контактной сети 9, заземляющие присоединения 10, защитное заземляющее устройство тяговой подстанции 11, заземляющую магистраль внутреннего ЗУ тяговой подстанции 12, диодный короткозамыкатель 13, изоляцию распределительных устройств тяговой подстанции 14.

При применении устройства  обеспечивается  электробезопасность персонала, осуществляется защита опор контактной сети и других подземных сооружений от электрической коррозии, повышается надёжность отключения тяговой сети при повреждении изоляции за счёт уменьшения сопротивления короткозамкнутой цепи, уменьшается вероятность отказа максимальной токовой защиты при ремонтах железнодорожных путей за счёт  устранения заземляющих присоединений к рельсовому пути, увеличивается надёжность рельсовых цепей автоблокировки.

Изготовление системы предполагает выполнение работ по изготовлению траншеи с полевой стороны опор, укладке  сварного непрерывного профиля (арматурная сталь), соединения сваркой с профилем заземляющих присоединений опор. Эти затраты окупаются экономией эксплуатационных расходов. 

Экономическая эффективность использования системы определяется следующими составляющими:

- снижением эксплуатационных расходов и текущих затрат (уменьшением периодичности осмотров устройств, меньшим количеством контрольных откопок на меньшую глубину, отсутствием трудозатрат на отсоединение заземляющих присоединений к рельсу);

- усилением защиты  от  подземной электрической коррозии устройств, присоединённых к системе;

- уменьшением  объёма  работ  при  ремонте  пути  (увеличением производительности труда рабочих пути, сокращение за счёт этого продолжительности «окон» в движении поездов);

- повышением надёжности работы рельсовых цепей автоблокировки;

- усилением защиты от электрической коррозии подземных коммуникаций, проходящих вблизи трассы железной дороги;

- повышением надёжности работы защиты контактной сети;

- сокращением доли трудозатрат, выполняемых в опасной зоне, повышением электробезопасности обслуживания устройств.

Сайт управляется системой uCoz