ФРЕТТИНГ-КОРРОЗИЯ СОПРЯЖЕНИЙ ПОВОРОТНОГО КУЛАКА ТРОЛЛЕЙБУСА

 

Кузьменко А.Г., Заболотная Л.В.

(Технологический университет Подолья, г. Хмельницкий, Украина)

 

Summary. The research is directed to the wear of the front bridges junction of the trolleybuses. The analysis of the breakage of the front bridges has been carried out. The construction of the models of the first level frettihg wear used for solving contact problems has been fulfilled.

 

10. Рассматривается сопряжение посадочных шеек под подшипники поворотного кулака и внутренних колец подшипников качения крепления переднего колеса троллейбуса. При визуальном осмотре на посадочных шейках и на внутренней стороне колец подшипников качения обнаружены повреждения, которые характерны для фреттинг-коррозии: мелкие язвы и продукты фреттинг-износа в виде красного налета и порошка.

Изучались отказы поворотных кулаков 135 троллейбусов за два года. На одном троллейбусе установлено по два поворотных кулака (левый и правый); на каждом поворотном кулаке по два подшипника: наружный - 7611 и внутренний - 7614. За два года из 540 объектов (посадочных шеек поворотного кулака под подшипники) произошел 301 отказ. Причем больше изнашивались посадочные шейки под внутренний подшипник на правом поворотном кулаке. Фреттинг-коррозия на правом поворотном кулаке происходит более интенсивно, чем на левом. Наибольшее количество отказов происходит в диапазоне 78000-93000 км.

При исследовании износа внутренних колец подшипников обнаружено, что они в процессе эксплуатации совершают относительно небольшие возвратно-поступательные перемещения (колебания) и непрерывно медленно проворачиваются вокруг посадочных шеек поворотного кулака под подшипники, т.е. происходит проскальзывание.

20. С целью построения методов расчетов и испытаний решена контактная задача теории упругости для цилиндров, сопрягаемых с малым зазором при наличии износа с учетом проскальзывания поверхностей для гладкого и шероховатого цилиндров при пульсирующей нагрузке, которая приводит при малых перемещениях к фреттинг-коррозии.

30. Выполнено построение некоторых базовых моделей фреттинг-износа первого уровня [1], т.е. моделей использующих для определения параметров прямые испытания на износ. При этом за основу приняты экспериментально полученные закономерности. На основе ранее выполненного решения контактной задачи для подшипника скольжения разработана процедура расчетной оценки фреттинг-износа подшипника скольжения при пульсирующей нагрузке [2]. Эта методика использует модели и параметры моделей, определенные при лабораторных испытаниях.

40. Разработана установка ПС-1 для испытаний подшипников скольжения на фреттинг-износ при пульсирующей нагрузке и методика проведения испытаний с измерением фреттинг-износа. Сравнение средних расчетных и экспериментальных значений износа подшипника показывает их хорошее соответствие.

Литература

1. Кузьменко А.Г., Волынский Б.С., Заболотная Л.В. Количественная оценка фреттинг-коррозии радиального подшипника при пульсирующей нагрузке. Сообщение 1. // Проблеми трибології (Problems of Tribology). - 1998. - №2. - с. 52-71.

2. Кузьменко А.Г., Волынский Б.С., Заболотная Л.В. Количественная оценка фреттинг-коррозии радиального подшипника при пульсирующей нагрузке. Сообщение 2. // Проблеми трибології (Problems of Tribology). - 1998. - №3. - с. 44 -59.

Сайт управляется системой uCoz