Возможности технологического обеспечения

КАЧЕСТВА ДЕТАЛЕЙ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

РОТОРНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

 

Гик Л.А. (КГТУ, Калининград, Россия)

 

There are presented the research results of surfaces guality processed by tools with movable blades; as well as introduction of non-traditional technologies of rotational cutting for producing important parts for rolling-stock.

 

Обеспечение заданного качества изделий является важнейшей задачей машиностроения и машиноремонта.

В Калининградском государственном техническом университете на базе использования инструментов с подвижными лезвиями созданы нетрадиционные технологии обработки материалов точением, фрезерованием, растачиванием, обеспечивающие высокое качество ответственных деталей. Установлено, что при резании замена традиционного принципа контактного взаимодействия – скольжения – на качение со скольжением существенно видоизменяет характер протекания процесса, не только многократно повышая его производительность, но и расширяя технологические возможности [1, 2, 3].

Как показали исследования, характерной особенностью ротационного резания является обеспечение низкой шероховатости обработанной поверхности даже при работе с относительно большими подачами (Rа < 125 мкм при подачах до 1 мм/об). При работе в оптимальных условиях шероховатость была еще ниже и достигала значений Rа £ 0,63 мкм. Такая обработка во многих случаях позволяет ликвидировать дополнительные абразивные финишные операции, полностью исключив шаржирование поверхности абразивом, прижоги и микротрещины, а также вредные отрицательные остаточные напряжения.

Выявлено, что количественные характеристики физико-механических параметров поверхности при ротационном и обычном резании могут значительно различаться из-за разных силовых и температурных полей в зоне обработки. Доказано, что использование подвижных лезвий существенно расширяет возможности регулирования поверхностного упрочнения деталей, особенно в сторону повышения наклепа. Так, при ротационном точении стали 45 степень наклепа поверхностного слоя колебалась в пределах                sm = 44¸98%, а глубина – в пределах hm = 0,147¸0,202 мм (при обычном резании 30¸40% и 0,07¸0,08 соответственно). При этом существенное воздействие на наклеп и остаточные напряжения оказывали не только элементы режима резания, но и скорость касательного движения лезвия. Аналогичные результаты получены на других материалах, например, на бронзе ОЦ10-2 твердость поверхностного слоя повышалась с Нm = 610 МПа при точении стандартными резцами до Нm = 500 МПа, а при обработке алюминиевого сплава ПС степень наклепа находилась в пределах sm = 150¸220% (обычно не превышает 100%). Полученные показатели упрочнения трудно обеспечить традиционными методами, особенно при обработке цветных сплавов.

На основе проведенных исследований созданы и внедрены типовые технологии ротационного резания деталей ДВС, поршневых компрессоров и насосов (клапанов, поршней и поршневых колец; расточки цилиндровых втулок; фрезерования привалочных поверхностей блоков, шеек шатунов и т.п.). На Калининградском вагоностроительном заводе внедрен процесс чистового ротационного точения ступиц колес автопогрузчиков. По заданию Люблинского литейно-механического завода была разработана уникальная технология ротационного фрезерования привалочных поверхностей алюминиевых букс колесных пар, обеспечивающая заданные повышенные требования к наклепу.

Выявлена высокая продуктивность использования подвижных лезвий при обработке крупногабаритных деталей, в частности, в специфических условиях их ремонта. Так, технологический процесс ротационного фрезерования сопряженных деталей ДВС типа блоков цилиндров, крышек, фундаментных рам освоен в судоремонте и осуществляется на крупных расточных станках в местах ручной пригонки шабрением. При этом трудоемкость пригоночных операций снизилась более чем на порядок.

Разработанные новые технологии реализованы на многих предприятиях различных отраслей хозяйства России и стран СНГ.

 

Литература:

1.      Гик Л.А. Ротационное резание металлов, Калининградское книжное издательство, Калининград, 1990

2.      L.A. Gick, A.A. Minevich. Some mechanics and Simulations of Rotary Cutting, First Wold Tribology Congress, Westminster, London, UK, 1997

Сайт управляется системой uCoz