О СОЗДАНИИ ПЕРЕДВИЖНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

 

Финоченко В.А. (РГУПС, г. Ростов-на-Дону, Россия)

 

It is suggested to conduct environmental control using ecological labora­tory car equipped with modem control and measuring complex of devices. Its possibilities, merits and location in car are described. Now the ecological labo­ratory car is put into operation by North-Caucasus Railway Company. Technical and economical results proved it to recoup itself during 6-8 years.

 

Природоохранными службами и органами санэпиднадзора ежегодно проводятся мониторинговые исследования по контролю, оценке и прогнозу уровня загрязнения окружающей среды. Однако хорошо оснащенные эко­логические лаборатории имеются далеко не везде. В средних и малых го­родах, районных центрах приобрести и содержать современную аналитиче­скую лабораторию, как правило, не удается, хотя в региональных экологи­ческих фондах на исследования окружающей среды закладываются нема­лые средства.

Решить эту проблему можно с помощью передвижных экологических лабораторий, которые могут базироваться на передвижных средствах, а именно на автомобилях, вагонах, катерах, самолетах и вертолетах. Наибо­лее приемлемым вариантом, на наш взгляд, является вагон, переоборудо­ванный под вагон-лабораторию экологического контроля, который может перемещаться по средним и малым городам, тем самым, заменяя стацио­нарные экоаналитические лаборатории.

С помощью измерительно-вычислительного комплекса ЭВЛ можно определять масштабы загрязнения жизнеобеспечивающих сред на про­мышленных предприятиях, выполнять экологическую экспертизу городов, административных районов, областей, республик. Оснащение вагона-лаборатории современной экоаналитической и компьютерной техникой позволяет выдавать информацию оперативно, в виде стандартных отчетов, цветных диаграмм, векторных экологических карт, мультимедийных рек­ламных роликов.

Преимуществами ЭВЛ являются относительно большая полезная площадь, автономную систему энергоснабжения и ощутимый запас воды, которые обеспечивают проведение химического анализа, оперативную об­работку результатов, а также комфортные условия проживания обслужи­вающего персонала. Для проведения работ во время техногенных катаст­роф и аварий, при отсутствии внешнего электропитания, вагон-лаборатория оснащается автономной переносной энергоустановкой. Ниже показан один из вариантов планировки ЭВЛ, которая предусматривает химическую ла­бораторию, зал обработки информации, служебные и жилые помещения повышенной комфортности.

Рисунок 1 - Планировка экологического вагона-лаборатории:

I. Служебные помещения. II. Жилые помещения. III. Зал обработки информации. IV. Химическая лаборатория.

 

В настоящее время на Северо-Кавказской железной дороге эксплуа­тируется ЭВЛ, разработанный Ростовским государственным университе­том путей сообщения. Проведенные технико-экономические оценки опре­деляют быструю окупаемость - 6-8 лет. А использование ЭВЛ при анализе загрязнения окружающей среды во время аварийных ситуаций или неред­ких сегодня экологических катастроф позволяет снизить срок окупаемости до 4 лет.

Сайт управляется системой uCoz